Севастопольский трамвай, ч.II.Подготовительные работы по сооружению трамвая в Севастополе начались летом 1897 года. В конце июня 1897 года инженер-технолог Вольтке проводил изыскания для прокладки рельсовых путей. В начале июля в город доставили котлы для электростанции, рельсы и другие материалы для постройки трамвая. В Германии заказали трамвайные вагоны летнего типа. Управление Севастопольской электрической дороги и электрического освещения возглавил статский советник М.Б.Тургель, главным инженером-строителем трамвая стал П.М.Татарчевский. Для сооружения центральной станции трамвая городская управа выделила участок земли в Лабораторной балке, у подножья Бомборской высоты. Здесь предполагалось разместить электростанцию, вагонный парк, топливный склад. Подрядные работы выполнял Иофе.
31 августа в торжественной обстановке состоялась официальная церемония закладки центральной станции трамвая в Лабораторной балке. Здание вагонного парка построили в октябре 1897 года. Это было одноэтажное каменное здание с десятью окнами на фасаде и четырьмя воротами для входа и выхода трамваев. Сооружение электростанции закончилось в августе 1898 года. Эти здания сохранились до наших дней, в них размещаются службы «Горсвета». Строительство трамвая шло быстрыми темпами. В октябре 1897 года на улице Б.Морской началась укладка первых рельс трамвайного пути. В январе 1898 года строители приступили к установке на улицах металлических трамвайных столбов, в апреле начался монтаж контактной сети трамвая. Электрооборудование для электростанции и трамвая поставляло Акционерное общество электричества, бывшее Шукерт и КО из Нюрнберга. Первые четыре открытых моторных вагона трамвая прибыли в Севастополь из Германии в ноябре 1897 года. В июне 1898 года из «Компании тяги и электричества» выделилась группа бельгийских акционеров, которые учредили в Льеже (Бельгия) самостоятельное акционерное общество «Трамваи Севастополя». От этой компании к новому обществу перешли городские концессии на трамвай и освещение. 29 августа 1898 года провели пробный пуск трамвая по Екатерининской улице (ныне ул.Ленина) и Нахимовскому проспекту. Регулярное трамвайное движение открылось 12 сентября 1898 года. Городская газета извещала: «Началось движение трамвая от железнодорожного переезда в Южной бухте по Екатерининской до кондитерской Мисинского на Нахимовском проспекте с платой 5 копеек в один конец». Трамваи были открытого типа, сиденья располагались поперек вагона, вдоль него с обеих сторон крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Передняя и задние площадки трамвая были открытые. Вагоны оснащались сигнальными звонками и фонарями, имели шторы для защиты пассажиров от солнца и дождя. На каждую из скамеек вагона допускались только четыре пассажира. На передней площадке могли стоять три, на задней пять человек, находиться на ступеньках запрещалось.
Трамвайный путь был одноколейный. На площадях и перекрестках имелись разъезды, на которых трамваи должны были ждать встречные вагоны. Скорость движения трамвая составляла 10-12 км/ч, а на подъеме - 4-10 км/ч. На поворотах и перекрестках вагоновожатые обязаны были скорость уменьшать для избежания несчастных случаев. Вскоре после открытия движения были введены фиксированные остановки трамвая, так как до этого вагоны останавливались в любом месте по требованию пассажиров. Это замедляло движение вагонов и нарушало график их прохождения через разъезды. В начале ноября 1898 года началось движение по Слободской (Артиллерийской) линии трамвая от Корниловской площади (ныне площадь перед Дворцом детства и юности), через набережную Артиллерийской бухты, базар, Артиллерийскую слободку и ул.Херсонесскую (ныне ул.Адмирала Октябрьского) до Большой Морской. Эта линия не сразу приобрела популярность у пассажиров. В газете «Крымский вестник» можно найти сообщение о том, что вновь открытая линия электрического трамвая через базар работает пока слабо, вагоны нередко отходят от Корниловской площади, не имея ни одного пассажира. Продолжались работы по сооружению Круговой линии трамвая. В конце ноября 1898 года началось движение трамвая от кондитерской Мисинского, (она находилась рядом с Приморским бульваром) по Нахимовскому проспекту до конца улицы Б.Морской, а в апреле 1899 года была завершена прокладка последнего участка пути по Круговой линии. Единственной недостроенной по договору линией оставалась небольшая ветка от Портовой улицы к вокзалу станции Севастополь. Регулярное движение вагонов по ней открылось в декабре 1899 года. Завершение строительства ветки к вокзалу означало окончание постройки трамвая. В связи с окончанием строительства был утвержден и введен в действие новый порядок движения трамваев: «В движении будут находиться 11 вагонов, из них 8 - на Вокзальной и Круговой и 3 - на Артиллерийской линии. Начало движения в 7.30 утра и конец движения в 22.30. Вагоны будут отправляемы по Вокзальной и Круговой линиям через каждые 12 минут, на Артиллерийской - через каждые 15 минут». С началом трамвайного движения частыми стали различные происшествия, аварии, несчастные случаи. Извозчики и вагоновожатые конкурировали друг с другом, превышали скорость. Извозчики делали запрещенные обгоны с поворотом в сторону трамвая. При объезде пролеток, экипажей вожатые трамвая умышленно давали резкие, продолжительные звонки. Лошади пугались и шарахались в сторону. В полицейских протоколах появились записи о неисправностях тормозов, сходе роликов с проводов, обрыве проводов и ожогах при этом прохожих. Вот некоторые из них: «Вчера утром на Нахимовском проспекте оборвалась проволока электрического трамвая; конец проволоки попал на рельсы и сильно обгорел. Движение вагонов по Нахимовскому проспекту было прервано почти на целый день». «Вагоновожатый Фирский Георгий превысил скорость по улице Б.Морской, ехал неосмотрительно, разговаривал с кондуктором, в результате был сбит крестьянин Тимофей Емельянов, который в тяжелом состоянии отправлен в больницу». Нередкими были нарушения дисциплины вагоновожатыми и кондукторами трамваев: «Кондуктор Яковлев на Корниловской площади оставил вагон и пошел в трактир. Вагон простоял 15 минут, пассажиров было 19 человек, начали требовать, чтобы вагон отправлялся. Вожатый старался вызвать Яковлева звонком, но безрезультатно». И.А.Дьяконова, ведущий научный сотрудник
Музея героической обороны и освобождения Севастополя. |
||||