АртБухта  
 

Приморский бульвар. Ч.III

Современная планировка и оформление Приморского бульвара были завершены к 50-летию первой обороны Севастополя 1854-1855 г.г.

Памятник затопленным кораблям. Современное состояние. Памятник затопленным кораблям. Современное состояние.

В море, в десяти метрах от набережной бульвара на искусственном гранитном утесе из необработанных каменных глыб высится колонна коринфского ордера, увенчанная бронзовым, обращенным к морю, двуглавым орлом с распростертыми крыльями, держащим в клюве лавровый венок и морской якорь. Это Памятник затопленным кораблям, который был построен в 1905 году по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона (1855-1929), архитектора В.А.Фельдмана (1864-1928) и военного инженера О.И.Энберга (1859-1937). Памятник стал своеобразной эмблемой Севастополя, изображение его было на гербе города.

На лицевой стороне памятника помещена бронзовая доска с рельефной картой Севастопольской бухты и обозначением линии затопленных кораблей. Ниже на полированных плитах трехгранного основания колонны вырублен текст: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 г.г. для заграждения входа на рейд». Со стороны моря на утесе закреплена бронзовая мачта (фор-стеньга) парусного корабля. Общая высота памятника - 16,7 м, высота колонны - 7,1 м.

Во время I обороны Севастополя 1854-1855 г.г. для заграждения входа на внутренний рейд англо-французским войскам были затоплены в две линии 15 судов Черноморского флота. Первая линия была между Константиновской и Александровской, вторая - между Михайловской и Николаевской батареями.

Памятник затопленным кораблям является составной частью мемориального комплекса, созданного к 50-летию обороны Севастополя под руководством городского архитектора А.М.Вейзена (род. 1863-:). Памятник был частично разрушен в годы Великой Отечественной войны: сбито крыло орла, повреждена гранитная часть памятника, имелись пулевые и осколочные пробоины.

В 1961 году Киевскими научно-реставрационными мастерскими произведен ремонт и реставрация памятника. В мае 1989 г. кооперативом «Херсонес» проведены подводные работы по укреплению фундамента памятника.

Напротив памятника на опорной стене набережной установлены два адмиралтейских якоря с затопленных кораблей и уже в советское время укреплена мемориальная доска с текстом: «Здесь 18 ноября 1905 г. царскими войсками были зверски расстреляны революционные матросы крейсера «Очаков». Она напоминает об одном из самых массовых выступлений матросов Черноморского флота в ходе Севастопольского ноябрьского вооруженного восстания 1905 г. Недалеко от Памятника затопленным кораблям у северо-восточного мыса бульвара в каменный парапет вмонтирована гранитная мемориальная доска с надписью: «Начало плавучего моста через рейд в 1855 году». Начало моста оформлено каменной пристанью с лестничным маршем и парапетом. Подпорная стена с мемориальной доской облицована крымбальским камнем и завершена фронтоном. Оформление пристани дополнено чугунными ядрами и рымами для крепления канатов. Авторы проекта - архитектор А.М.Вейзен и инженер Н.Ф.Еранцев. Доска установлена в 1905 году.

Место для моста выбрано не случайно. Расстояние между Николаевской и Михайловской батареями было всего 450 сажень (960 м). Мост строился с 14 июля по 15 августа 1855 г. по проекту генерал-лейтенанта А.Е.Бухмейера при участии 4 саперного батальона, ратников 45 дружины Курского ополчения, 100 плотников и 100 моряков. Мост состоял из 86 плотов, каждый длиной до 6 сажень (13 м), удерживался двумя якорями; ширина проезжей части составляла около 5,5 м. С этим местом связаны последние эпизоды обороны Севастополя 1854-1855 г.г. В ночь на 28 августа по мосту перешли на Северную сторону части, защищавшие укрепления города. Утром 28 августа мост был разведен, понтоны подтянуты к берегу. Участник обороны Севастополя Л.Н.Толстой в рассказе «Севастополь в августе 1855 года» нарисовал яркую картину переправы русских войск в ту трагичную ночь: «Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, разбиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты на мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой темноте прочь от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, - от места, всего облитого его кровью, от места, одиннадцать месяцев отстаиваемого от вдвое сильнейшего врага:».

К 1905 году Приморский бульвар украсили дорожки, спуски, лестницы, подпорные стенки, выложенные из бутовых камней, с использованием приемов ландшафтной архитектуры.

Над аллеей, соединяющей бульвар с набережной, был сооружен в стиле модерна арочный пешеходный мостик по проекту архитектора М.М.Вербицкого.

Пешеходный мостик на бульваре. 1965 г. Пешеходный мостик на бульваре. 1965 г.

В 1955 году мостик реконструирован по проекту архитекторов А.Л.Шеффера и В.К.Цаккера с заменой в значительной мере утраченного скульптурного фриза со всеми деталями. Но, тем не менее, со стороны набережной в центре мостика достаточно отчетливо виден рельеф дореволюционного, а ныне современного герба Севастополя с изображением грифона.

В нижних частях стен проезда под мостиком устроены каменные скамейки. В 1910 году на территории бульвара было построено каменное здание театра, имевшее вход со стороны Нахимовского проспекта. Первоначальное название скейтинг-ринг (площади для катания на роликовых коньках), позже - театр «Ренессанс» (см. «Недвижимость Севастополя +» за 2001 г. № 2) В 1914 году было построено здание для института физических методов лечения имени М.М.Сеченова по проекту архитектора Б.А.Чистова. Выдержан стиль неоклассицизма с включением архитектурных деталей и лепки, переработанных в духе модерна (ныне Дворец детства и юности, см. «Недвижимость Севастополя +» за 1997 г. № 33). Приморский бульвар был любимым местом отдыха, здесь всегда было многолюдно и оживленно, особенно в вечернее время. Есть факты в истории города и Приморского бульвара, о которых помнят старожилы Севастополя, которые передаются из поколения в поколение.

Весной 1917 года после Февральской революции во время 3-недельного пребывания в Севастополе Федор Иванович Шаляпин давал концерт на Приморском бульваре, присутствовало до 30 тысяч севастопольцев. Голос Шаляпина слышали на кораблях Черноморского флота, стоящих в Севастопольской бухте. 5 ноября 1944 года тысячи севастопольцев приветствовали с бульвара эскадру Черноморского флота, которая возвратилась с Кавказа в родную базу. Уже в мае 1944 года началась расчистка бульвара от камней и мусора, разбирали развалины построек бульвара и Нахимовского проспекта.

В послевоенные годы бульвар вырос вдоль пр.Нахимова до театра имени А.В.Луначарского, построенного в 1957 году по проекту архитектора В.Пелевина.

Проект реконструкции бульвара выполнили в 1949 году архитекторы П.В.Кумпан, Г.Г.Швабауэр, И.А Сабурова. Ими спроектированы литая металлическая ограда и два входа на бульвар. Один из них находится напротив лестницы на Матросский бульвар, другой - при переходе к театру им.Луначарского. Это пропилеи из двух массивных четырехколонных дорических портиков на высоком стилобате (цоколе), среди колонн - каменные чаши фонтанов.

Достопримечательностью Приморского бульвара является современный спортивно-зрелищный ансамбль. На Николаевском мысу находится водная станция, ныне спортивная база КЧФ. Станция построена в 1933 г. в стиле рационализма, стилизована под корабль. Башня на северном углу - это мачта; на крыше-площадке в виде капитанского мостика, круглые окна первого этажа (иллюминаторы) довершают сходство с кораблем. Рядом бассейн, гимнастический зал; на набережной - трибуны для зрителей морского парада в День Военно-Морского флота. Были построены в 1977 году по проекту архитектора Ю.И.Брауде.

8 мая 1979 года на набережной бульвара открыт Памятный знак кораблям эскадры Черноморского флота.

Для большинства жителей Севастополя, многочисленных гостей Приморский бульвар является любимым местом отдыха в нашем городе.

назад    вперед

И.Спиридонова, зав. сектором
Музея героической обороны и освобождения Севастополя.


 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление   |   Прим.бул. ч.I   |   Прим.бул. ч.II   |   Прим.бул. ч.III   |   Прим.бул. ч.IV
Hosted by uCoz