АртБухта  
 

Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены, ч.II.

Константин основал новую столицу империи на берегу Босфора, получившую название «град царя Константина» - Константинополь. Храмы, обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу, она наполнилась сокровищами искусства, привезенными из Греции, Италии и Азии. Константинополь находился между прежними столицами империи - Римом и Никомидией, быстро расцветал и затмил славу и величие пышной Никомидии «великого Рима».

Благоговея перед знамением Креста, Константин хотел прославить «Крест, на котором был распят Христос»; не мог царь оставаться равнодушным и к поруганной «колыбели христианства» - месту земной жизни Иисуса Христа. Намерение императора привела в исполнение его мать, царица Елена. В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, подверглись опустошению. Пещера Гроба Господня была засыпана мусором. На холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище Венеры.

По указаниям Елены, идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы.

Прекрасные церкви построены были по желанию и на средства царицы в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова, и на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; храмами украшены были Гефсимания - место успения Пресвятой Богородицы и место явления Бога Аврааму у дуба Мамврийского.

После долгих усиленных поисков и опросов место, где находится Крест Господень, было указано старцем. Оно оказалось под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня. По приказанию царицы, капище Венеры было разрушено, святитель иерусалимский Макарий совершил молитву на поруганном месте, после чего приступили к расчистке возвышенности. Материалы разрушенного языческого храма и весь мусор из-под него относились как можно дальше от места погребения Иисуса Христа, чтобы ничто, оскверненное идолослужением, не касалось великой христианской святыни.

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена, около нее найдены были три креста и подле них доска с надписью и гвозди. Но как узнать который из них был Крестом Спасителя?! Мимо этого места шла похоронная процессия, святитель Макарий велел ей остановиться. Найденные кресты стали по одному возлагать на покойника, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

Царица Елена с благоговением поклонилась Честному Древу и поцеловала его. Многочисленной толпе невозможно было каждому порознь воздать должное почтение обретенному Кресту, и святитель Макарий, чтобы все могли хотя бы издали видеть святыню, благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, совершил воздвижение Креста. Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, произошло оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

В праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста (день постный) богослужение православной церкви посвящается прославлению Креста Господня, воспоминаниям крестной смерти Спасителя. На всенощном бдении после великого славословия священнослужителями совершается торжественный вынос Креста из алтаря на середину храма и здесь бывает поклонение ему.

Святой крест положен был в серебряный ковчег для сохранения; в Великую Пятницу его выносили из построенного вскоре храма, где он хранился, на Голгофу для поклонения.

Покидая Иерусалим, царица Елена взяла с собою частицу Живоносного Древа в дар сыну своему Константину. Прожив после этого недолгое время, царица Елена скончалась.

По распоряжению царя Константина была украшена пещера Гроба Господня и возле нее построен великолепный храм. Царя заботила и внутренняя жизнь христианской церкви. В те времена церковь потрясали внутренние раздоры. Ересь арианства вела к отрицанию христианства, ариане богохульно учили, что Иисус Христос не есть Бог вечный и безначальный, что он не единосущен Отцу и есть его творение. Константин решил созвать Вселенский Собор, который должен был выступить против главного врага, хульной арианской ереси и рассмотреть другие вопросы по устройству внутренней жизни христиан. Вселенскому Собору властью царя определено было быть в городе Никее, которая тогда была обширным и богатым городом, одинаково хорошо доступным с моря и суши. В городе был обширный императорский дворец и находилось много зданий, где свободно могли поместиться собравшиеся на собор епископы и клирики. Никея располагаласьна расстоянии около сорока километров от Никомидии, резиденции императора.

Константин сделал все, чтобы облегчить путешествие к месту собрания. Содержание прибывших в Никею было принято на счет государства. Всего на собор прибыло 2000 человек.

Собор открылся в июне 325 года в обширной палате царского дворца. Осудив арианство, Собор дал верующим точное исповедание православного учения - Символ Веры.

Символ Веры и сейчас используется в качестве официального исповедания веры во время крещения и при принятии инославных христиан в Православную Церковь. Символ Веры является частью Божественной Литургии, и, повторяя Символ Веры, каждый христианин принимает и обновляет свое крещение и членство в церкви.

Константин жил после собора еще более 10 лет, незадолго до смерти принял крещение. Великий равноапостольный Константин скончался в день Святой Троицы 337 года на тридцать втором году своего царствования, будучи шестидесяти пяти лет от рождения.

Ныне святые равноапостольные цари Константин и Елена являются молитвенниками за нас у престола Божия. Храм во имя святых Константина и Елены сооружен не позднее середины 15 века. В 1778 году христиане Крыма были переселены в Приазовье. Храм пришел в запустение. После присоединения Крыма к России в Балаклаве и окрестных селах, в том числе и в Карани, был поселен Балаклавский греческий батальон. Церковь была отремонтирована и освящена. Во время обороны Севастополя 1854-1855 г.г. храм был разорен союзниками, отремонтирован и переосвящен в 1856 году. Здание прямоугольное в плане, перекрыто двускатной кровлей. Южная и северная стены имеют по три прямоугольных окна, украшенных треугольными сандриками (карнизами). С западной стороны к зданию примыкает портик из четырех колонн, поддерживающих узкий архитрав и треугольный фронтон. В дореволюционное время в храме хранилась весьма почитаемая икона святых Константина и Елены, принадлежавшая ранее Балаклавскому греческому батальону. В приходе церкви на 1898 г. числилось 197 человек, службу правили священник и пономарь. В 1910 г. в приходе было более 400 человек, состав причта: священник Михайловский Павел, псаломщик Голованенко Матвей, церковный староста Целио Антоний, в 1913 году священником церкви был Михайловский Павел Андреевич, псаломщиком Серафим Павел Иоаннович.

икона

Храм закрыт в 1920-е годы. После Великой Отечественной войны здание храма использовалось как клуб и кинозал. Храм возобновлен в 1990-е годы стараниями архимандрита Августина.

В настоящее время богослужение проводится по воскресеньям с 8.00, в субботу с 16.00. Настоятелем храма является иерей Георгий (Дарий).
храм
Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены. Село Флотское (бывшее Карань).
Фото О.Н.Самойловой.

начало

Продолжение следует

Е.Н.Гавришева, зав. сектором
Филиала «Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 г.г.».


 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление   |   Храм Конст. и Елены, ч.I
Hosted by uCoz