Мы попали !Да, уважаемые читатели, мы с вами попали... Спросите - когда и куда? 24 сентября 2003 года. В новое законодательное поле. А на этом поле вступила в действие новая редакция "Закона Украины о рекламе". И 6-я, наиболее сакраментальная, статья этого закона, гласит: Стаття 6. Мова реклами.
В совокупности с определением рекламы, данным в статье 1:
"реклама - информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара;"
По крайней мере я, видимо, не смогу доказать контролирующим органам, что эта редакционная статья написана для того, чтобы проинформировать читателей о сложившейся ситуации и нашем ее видении, а не для того, чтобы "привлечь внимание к конкретному лицу..." (лицо-то вот оно!) и "сформировать осведомленность в отношении этих лиц" (ведь до этой статьи многие из вас явно были неосведомлены о моем существовании). А следовательно - статья рекламная и должна быть опубликована на украинском языке, несмотря на то, что газета зарегистрирована как русскоязычное издание. Вообще с законотворческим процессом всё оказалось довольно пикантно - принять при последнем чтении изменения в текст закона, не прошедшие через комиссии и комитеты ВР - можно, а вот внести новые поправки в закон в течение 6 месяцев после подписания его президентом - нельзя. Да и вообще, на мой взгляд, не очень-то прилично вводить такие законы в действие с момента опубликования, делая в одно прекрасное утро десятки, а то и сотни тысяч граждан правонарушителями, которых уже можно штрафовать... То, что с текстом 6-й статьи все нехорошо, выяснилось довольно быстро - он все-таки, видимо, противоречит статье 10 Конституции Украины, гарантирующей защиту и использование языков национальных меньшинств в Украине, а, следовательно, и право граждан самостоятельно решать, из каких источников и на каком языке они хотят получать информацию, в том числе и рекламную (тем более, что информации, не являющейся рекламой, практически существовать не будет (см. выше). Относительно дублирования логотипов получилось еще хуже - уже 6 октября в адрес Всеукраинской Рекламной коалиции поступило письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации. В нем, в частности, говорится о том, что в соответствии со статьей 5 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15 декабря 1993 года, знак для товаров и услуг является объектом интеллектуальной собственности, представляет из себя изображение и переводу на любые языки не подлежит. "Таким образом, при определении порядка использования в рекламе знаков для товаров и услуг, которые охраняются законодательством Украины, необходимо руководствоваться действующими международными соглашениями Украины и законодательством Украины, которое не противоречит последним." То есть Комитет ВР прямо признал, что текст нового закона противоречит и другим Законам Украины и ее международным соглашениям. (Да и не объясняет закон, как операцию дублирования себе представлял законодатель - путем транслитерации или перевода). Надо сказать, что кроме всего прочего действующий закон можно упрекнуть и в невыполнимости в принципе (что не говорит ничего хорошего о его жизнеспособности): каким, интересно, образом и кто будет добиваться того, чтобы украинский гражданин, вошедший в Интернет с домашнего компьютера, видел только украиноязычные рекламные баннеры? В принципе, исторические аналогии такому запрету на распространение информации в европейской истории прошлого века найти можно, но при этом приходилось изымать у несознательного населения радиоприемники... К сожалению, закон вступил в действие и уже есть сведения о том, что с начала 4 квартала к нарушителям могут быть применены финансовые санкции. Будут ли штрафовать конкретно по 6-й статье и с кого начнут - сказать трудно, поэтому мы решили рассказать читателям о состоянии этого вопроса. На настоящий момент поправки к закону уже зарегистрированы ВР, но рассмотрены раньше чем через полгода быть не могут. Да и ничего не мешает контролерам наказывать за нарушения в течение этих полугода и после изменения 6-й статьи, которая, по всей видимости, все-таки будет изменена. P.S. По сообщению сайта ВРК "8 октября, в день юриста, во Всеукраинскую рекламную коалицию обратился через своих помощников народный депутат С.Б.Гавриш с предложением провести общественное обсуждение своего нового законопроекта в профессиональной среде рекламистов." Что, в общем-то, внушает надежды...
Михаил Рабинович,
редактор газеты "Недвижимость Севастополя" |