Цирк в СевастополеНемного историиСевастопольцы знакомы с искусством цирка с 1880-1890-х годов. Здесь часто выступали в конце XIX-начале XX в.в. известные иностранные цирковые труппы. Жители города видели выступления Анатолия и Владимира Дуровых, рукоплескали их мастерству дрессировщиков и смеялись над клоунскими репризами. Севастопольцы наблюдали за боями русских богатырей-борцов, любовались мастерством и ловкостью наездников, жонглеров, акробатов. Цирк универсален, демократичен, одинаково доступен для понимания людям разных возрастов и социального положения. Как вид искусства цирк сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных состязаний. В основе цирковых выступлений - преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приемы, в большинстве случаев заимствованные от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приемами актерской игры создает номер. Цирковое представление состоит из номеров - отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определенные ритуальные действия, подчас носившие магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики). Постепенно эти и другие приемы приобрели характер игры и демонстрировались на различного рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто носивших сатирическую направленность. Участники этих сценок применяли приемы гротеска, буффонады, создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец, Недотепа) утверждались постепенно как в цирке, так и в смежных искусствах (комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглеров, дрессировщиков, комиков были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. Истоки русского цирка - в искусстве скоморохов. Образ актера-потешника, скрывающего свой ум и ловкость под личиной простоты и глупости, позже нашел отражение в клоунских масках. В 1648 году указом царя Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены.
Но в XVIII веке в ярмарочных балаганах и на народных гуляньях традиции их искусства продолжались в выступлениях так называемых дедов-зазывал, дедов-раешников, паяцев. Первыми владельцами балаганов были иностранцы. Зазывалы появлялись на балконах балаганов, рекламировали представляемые там программы смешными движениями, жестами, фокусами, демонстрацией трюков без реплик, так как не знали русского языка. С середины 1820-х годов иностранцы на роль зазывал стали приглашать русских балагуров, справедливо полагая, что словесная реклама даст больший эффект, чем «не озвученные» комические жесты и мимика паяца. Первыми русскими паяцами при иностранных балаганах были отставные солдаты-балагуры, немало повидавшие на своем веку и прошедшие хорошую школу жизни. Первые русские зазывалы напоминали европейского шута или Пьеро, называли их долго паяцами. К середине XIX века сложился особый тип балконного зазывалы - «дед», «старик». Наряд его состоял из серого кафтана-полушубка, обшитого красной или желтой тесьмой, с пучками цветных тряпок на плечах, шляпы-коломенки или гречневика, украшенной такими же яркими тряпочками, льняной бороды, лаптей и рукавиц. В зазывах последних есть перечень жанров балаганного циркового представления:
«Давай, давай! Налетай! Билеты хватай! Несмотря на великое множество и постоянно меняющийся текст закликаний, общий характер их был один и тот же. Так в бумагах знаменитого клоуна Виталия Лазаренко сохранился сходный зазыв в балаган:
«Женщина-паук (без ног, без рук). После 1870-х годов искусство балконных дедов пошло к упадку, так как они не смогли выдержать конкуренции со стороны новых жанров и видов массовой культуры и профессионального искусства, все больше ориентирующегося на широкого потребителя (цирки, эстрада, театры). Полиция запретила им исполнять новый репертуар. Деды, лишившись главной особенности своих номеров - сатиричности и злободневности, вовсе отказывались от разговорного жанра, а иногда вынуждены были прибегать к пошлости. И в силу этого на балконах балаганов появились клоуны, шутившие беззлобно, обливавшие друг друга водой, обсыпавшие мукой, щедро раздававшие пощечины. Некоторые все же продолжали и развивали то, что наиболее ценно в искусстве дедов: сатирику, меткий, образный язык, умение владеть толпой. Но чаще, отталкиваясь от «дедовой» традиции, они создавали свои жанры, одним из которых был раус. В балаганах и крупных цирках практиковались выходы на балкон не всей труппы, а основных или наиболее примечательных актеров вместе с комиком. Часто комики выступали вдвоем, обмениваясь короткими репликами, причем с особым распределением ролей: первый - обычный, «нормальный» человек, а второй - шут, умный глупец, фольклорный дурак. За первым постепенно закрепляется название «хозяин» или «шпрехшталмейстер» (цирковая традиция), второй превращается в клоуна. Неприхотливые диалоги балаганных подмостков внесли свой вклад в становление высокого искусства цирковых клоунов. Первые знаменитые русские клоуны - А.Л.Дуров, В.Л.Дуров, С.С. и Д.С.Альперовы, В.Е.Лазаренко - начинали свою деятельность с балаганов. Завгородняя О.А., старший научный сотрудник
Музея героической обороны и освобождения Севастополя. |
||||