![]() |
Образцовый городархитектура СевастополяКак только не называли этот стиль! Греческий, ложноклассический: А слабо с первого раза четко произнести слово «классицистический»? Художественный метод, известный под названием «классицизм», и соответствующий ему архитектурный стиль зародились во Франции в эпоху «Короля Солнца» Людовика XIV. В противовес пышному итальянскому барокко («причудливый») классицизм как нельзя лучше соответствовал идее абсолютной монархии. Даже само понятие происходит от латинского «classicus» - «образец». Архитекторы эпохи классицизма обратились к античному наследию. Четкость и геометричность форм, сдержанный декор, логичная планировка. И, наконец, античный ордер - порядок расположения частей строения. «Лицом» здания, его главной приметой, делаются колонны, пропорции и капители которых соответствуют ордеру — дорическому, ионическому, коринфскому: Каждая деталь соотнесена с высокими образцами античности. В русской архитектуре классический стиль достигает своего расцвета в конце XVIII - I пол. XIX века. Возникло даже понятие - «русский провинциальный классицизм». Вот когда все было расписано и предписано, утверждено «высочайшим указом»! Проведите маленький эксперимент. Посчитайте, сколько окон приходится на один этаж по фасаду вашего дома. 2? 4? 56? Неправильный у вас дом! Согласно канонам классицизма количество окон по фасаду должно быть нечетным. По этой примете даже узнают дома, построенные до 1857 года. ![]() «Правильных» домов в Севастополе сохранилось не так уж много. Один из них находится на углу ул. Суворова и Павличенко. Это «дом Волохова», последняя квартира В.А.Корнилова. Здесь же обитали его адъютанты и флаг-офицеры. Тогда это был самый большой дом в этой части города: двухэтажный, с широкой лестницей, ведущей с улицы на второй этаж. Лестница открывается массивным портиком на столбах (аттический ордер), над окнами второго этажа - маленькие карнизы-сандрики. Вот, собственно, и все украшения. ![]() А «дом Савина» построенный около 1848 года, обзавелся украшениями совсем иного рода, но вполне соответствующими героическому духу античности. Тогдашний хозяин дома, инженер-полковник Савин, велел сохранить пушечные ядра, застрявшие в стенах во время осады. Они и сделали этот особняк на нынешней ул. Шербака, прямо за Центральным рынком, одной из достопримечательностей Севастополя. ![]() Прекрасным примером подражания античным образцам является Петропавловский собор на Центральном холме. Это не копия древнего храма, а самостоятельное архитектурное произведение, возведенное по канонам античности. При строительстве христианских церквей античные формы применялись крайне редко, и Петропавловский собор - единственный в Крыму памятник такого рода. Собор был построен в 1844 году по лично одобренному М.П.Лазаревым проекту молодого офицера морской строительной части инженер-поручика В.А.Рулева. Рулев впоследствии стал академиком архитектуры, а собор и поныне украшает своей гордой дорической колоннадой исторический центр Севастополя. Колонны покрыты вертикальными бороздками-каннелюрами и кажутся от этого гораздо выше своей семиметровой высоты. Треугольные фронтоны прежде были увенчаны крестами, но к началу XXI века от них остались лишь основания. Еще раньше, сразу после I Обороны, в эпоху массированного разграбления Севастополя войсками союзной коалиции, исчезли статуи апостолов Петра и Павла, украшавшие парадный вход. Эти мраморные изваяния в человеческий рост были сделаны в Италии по рисункам самого Торвальдсена. Какой английский парк или французский особняк украшают они теперь?.. ![]() Еще один замечательный образец классической архитектуры - наш главный парадный причал, Графская пристань. На лестницу, четырьмя пологими маршами спускающуюся к морю, мы выходим через пропилеи - парадный вход. Его образуют два квадратных павильона без окон, соединенные двумя рядами дорических колонн. М.П.Лазареву пришлось долго «сражаться» с императором Николаем I за эти колонны. Государь утвердил проект инженер-полковника Джона Уптона, но «за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе». Деньги из казны были выделены только тогда, когда командир Черноморского флота и портов доложил в Санкт-Петербург об извозчике, ухитрившемся однажды ночью съехать с площади в воду: А уж как Михаил Петрович объяснил необходимость украсить пристань мраморными статуями - неизвестно. Однако греческие боги по прежнему красуются в нишах - экседрах (по крайней мере, двое из четверых), а мраморные львы разлеглись у подножия лестницы. Заказ России выполнил в Карраре скульптор Фердинандо Пелличио. Графская пристань стала визитной карточкой Севастополя. Лаконичный и благородный классический стиль идеально соответствовал облику города-героя, города-крепости. Обратились к элементам этого стиля и архитектуры, восстанавливавшие Севастополь в 50-ые годы XX века. Н. СЕМЕНОВА. |