Земли государственной и коммунальной собственности

Пунктом 12 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины предусмотрено, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в границах населенных пунктов (кроме земель, переданных в частную собственность) осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами границ населенных пунктов — органы исполнительной власти. Пункт 10 того же раздела ЗК Украины определяет полномочия соответствующих органов при принятии решений о разграничении земель государственной и коммунальной собственности. В настоящее время Верховной Радой Украины принят закон "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности" от 05.02.2004 г. (опубликован в газете "Голос Украины" №128 от 14.07.2004 г.). Предлагаю вниманию читателей основные положения данного закона. Его значение при решении земельных вопросов сложного переоценить.

Указанный закон регулирует отношения, связанные с разграничением земель государственной собственности на земли коммунальной собственности территориальных громад и земли государственной собственности.

Суть разграничения земель заключается в осуществлении организационно-правовых мер по разделу земель государственной собственности на земли территориальных громад и земли государства, а также определении и установлении в натуре (на местности) границ земельных участков государственной и коммунальной собственности.

Обращаю внимание читателей на то, что данный закон не применяется при регулировании следующих отношений:

a) по передаче земельных участков государственной собственности в коммунальную и, наоборот, в порядке, предусмотренном ЗК Украины для юридических лиц (ст.117 ЗК Украины);

б) по приобретению государством и территориальными громадами прав на землю по гражданско-правовым соглашениям (купля-продажа, мена, дарение, наследование и др.).

Субъектом права собственности на земли госсобственности является государство, которое регулирует свое право собственности через органы государственной власти. Закон определяет перечень земель государственной собственности, которые при разграничении земель не могут передаваться в земли коммунальной собственности:
- земли обороны, кроме земельных участков под объектами производственного, жилого, социально-культурного назначения;
- земли атомной энергетики и космической системы;
- земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение;
- земли под казенными предприятиями;
- земли под водными объектами общегосударственного значения, а также некоторые другие земли водного фонда (под прибрежными защитными полосами, водо-охранными зонами и др.).
- земли, которые используются для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, некоторых иных органов;
- земли лесного фонда за пределами населенных пунктов;
- земли зон отчуждения и безусловного отселения (Чернобыльская катастрофа).

В земли коммунальной собственности по закону передаются:

1. все земли в пределах населенных пунктов (кроме земель частной собственности и земель, отнесенных к государственной собственности),

2. земли за пределами населенных пунктов, на которых размещены объекты коммунальной собственности,

3. земли запаса, которые ранее были переданы территориальным громадам,

4. земли, на которых размещены объекты недвижимости, являющиеся совместной собственностью территориальной громады и государства.

Разграничение земель осуществляется в пределах административно-территориальных единиц (сел, поселков, городов, районов, областей). Основанием для начала работ по разграничению земель в пределах населенных пунктов является решение сельского, поселкового, городского совета, а за пределами населенных пунктов — решение Совета Министров АРК, областных (Киевской, Севастопольской городской) государственных администраций.

При разграничении земель необходимо руководствоваться данными земельно-кадастровой документации. Если к той или иной собственности относится только часть земельного участка, то раздел участка производится на кадастровых планах с последующим установлением границ в натуре (на местности).

В случаях, когда существующие границы земельных участков не соответствуют земельно-кадастровой документации, то определение границ земельного участка производится в соответствии с требованиями ЗК Украины с учетом нормативов отведения земельных участков. В процессе разграничения земель при необходимости устанавливаются земельные сервитуты и отягощения прав на земельный участок, разрабатываются проекты разграничения земель, которые согласовываются и утверждаются органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Окончательное установление границ земельных участков в натуре (на местности) осуществляются в соответствии с утвержденными проектами разграничения земель и закреплением участков межевыми знаками. Затраты, связанные с разграничением земель, осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.


Таковы основные положения закона Украины "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности". Надеюсь, что после их реализации на практике (окончательного разграничения земель государственной и коммунальной собственности) органы исполнительной власти и местного самоуправления четко определят объем предоставленных им Земельным Кодексом Украины и другими законами полномочий по распоряжению землями и разрешению земельных споров и будут ими пользоваться в строгом соответствии с земельным законодательством.

Виктор Колтунович  
адвокат  
июль 2004 г.  
на главную   |   другие материалы - оглавление
!!counter!!
Hosted by uCoz