СЕВАСТОПОЛЬ

 
 
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ.А.ЛУНАЧАРСКОГО
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ.Б.ЛАВРЕНЕВА ЧФ РФ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПОВЕДНИК "ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ"

VIII международный театральный фестиваль «Херсонесские игры - 2001»
с 12 по 22 июля

Дневник фестиваля

13 июля, пятница

Начинают театры из Львова и Македонии

Итак, вчера состоялось торжественное открытие VIII Международного фестиваля «Херсонесские игры». Праздник театра пришел в наш город. И начался он с карнавального шествия по центру города, в котором приняли участие артисты театра им. А.В.Луначарского, театра ЧФ им. Б.Лавренева, театра для детей и юношества «На Большой Морской». И, естественно, в карнавальных колоннах шли гости - участники фестиваля. И естественно, что дух театра, зрелищности, молодости передавался севастопольцам, которые с удовольствием включились в орбиту этого замечательного традиционного праздника искусств.

Потом у парадного подъезда театра им. А.В.Луначарского под сенью Мельпомены прошла церемония торжественного открытия VIII Международного фестиваля «Херсонесские игры-2001» и представления всех участвующих в празднике театров. И был внеконкурсный показ спектакля принимающей стороны - «Темная история, или Фантазии на тему «Черного квадрата» Казимира Малевича», которым театр имени А.В.Луначарского порадовал всех прибывших на фестиваль гостей.

Ну а с сегоднящнего дня начинается истинно фестивальный показ. Дело в том, что впервые решено сделать фестивальную программу конкурсной. Учреждены два «Гран-при» - за лучшие спектакли на большой и малой сценах, а также призы за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую и женскую роли, специальный приз жюри. И еще радостное новшество: севастопольцы сами имеют возможность учредить свои награды. Это могут быть призы от коллективов, организаций, улиц и даже семей - от автомобиля до любимой бабушкиной чашки. Призы будут вручаться понравившимся коллективам или артистам на церемонии закрытия игр, которая состоится 22 июля в театре им. А.В.Луначарского.

А сегодня днем зрителям будет представлен спектакль «Апокрифы» - драматическая поэма и драматический этюд Л. Украинки. Его привез в наш город Молодежный театр им. Леся Курбаса из Львова. Это удивительный театр, который востребован в Америке и Европе и о котором мы, к сожалению, знаем пока мало. Постановщик спектакля Владимир Кучинский, признанный в 2000 г. лучшим режиссером Украины, буквально потряс театральную общественность СНГ неординарной трактовкой классического произведения о судьбах людей на заре христианства... Как тяжела даже тень Креста! Как горько неверие, но как легко верить!.. Зрители встретятся с виртуозными артистами Андреем Водичевым, Олегом Цьоной, Наталией Половинкой, чья звезда зажглась на «Херсонесских играх» в 1994 году.

А вечером пройдут два спектакля - театра ЧФ РФ в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» - Гр.Горин «...Чума на оба ваших дома!» и народного театра «Иордан Х.К.Цинот» из Македонии - «Филоктет». Это трагедия современного немецкого автора Хейнера Мюллера, основанная на повествовании Софокла о падении Трои. Театр из македонского города Велес хорошо знают в Европе, а в минувшем году его по достоинству оценили киевляне во время гастролей в столице Украины. Теперь черед за севастопольцами.

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ, газета СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ  

14 июля, суббота

Фестиваль живет. Фестиваль бурлит. Присоединяйтесь!

Афишу субботнего фестивального дня открывает замечательный спектакль театра «На Большой Морской» «Маугли» по произведениям Р.Киплинга. И хотя эта постановка хорошо знакома севастопольским зрителям, можно не сомневаться, что ее восторженно встретят гости фестиваля и гости нашего города. А несколькими часами позднее из большого зала театра им. А.В.Луначарского можно спокойно переместиться на малую сцену, где театр из г. Кельн (Германия) представит «Метаморфозы» Овидия. Как известно, «Метаморфозы» считались одним их культовых произведений русских символистов. На этот раз блистательная немецкая актриса Иоланта Козак-Зутович, обладающая, по мнению критиков, фантастическим мастерством, возрождает мистические картины Древней Эллады, наполняя их живым современным содержанием.

В завершение этого полноценного фестивального дня экспериментальный драмтеатр «Колесо» из г.Тольятти представит зрителям романтическую комедию «Сильвия» по пьесе А.Герни. В 2000 году этот театр был признан лучшим театром России. А его добрый и трогательный спектакль рассказывает об истории собаки Сильвии, через восприятие которой люди могут посмотреть на себя глазами справедливого и преданного друга.

В воскресный день творческий коллектив театра им. Луначарского выносит на суд зрителей участников фестиваля спектакль «Маскарад» по М.Лермонтову, который уже удостоен ряда призов за современное воплощение классики. В то же время нестандартность подхода вызывают и критические замечания в адрес постановки. Полярность взглядов на произведения искусства - это и есть самое заманчивое в сценическом воплощении. А в понедельник вновь три спектакля на трех разных площадках. «Чайку» по мотивам А.П.Чехова воплотил на сцене лауреат всероссийских и международных театральных фестивалей, лауреат Юбилейной золотой Пушкинской медали, уже хорошо известный нам герой монотеатра фантастический Игорь Ларин. В паре с ним в «многонаселенной» чеховской пьесе выступает народная артистка России Галина Карелина, актриса прославленного Александрийского театра.

Оперу-быль по произведениям С.Есенина привез в Севастополь коллектив Экспериментальной студии Академического театра им. Шевченко (Харьков). Это спектакль-нерв, спектакль-порыв, спектакль-метель, которая стала символом России и русской души, загадочной, мятущейся, притягательной и способной самым невероятным образом в одночасье менять судьбы мира. Разудалый разбойничек, великий бунтарь Емелька Пугачев в исполнении Олега Дидыка - это магнетическая восточная красота и «страшные азиатские глубины» славянской души.

Вечером еще один сюрприз - «Декамерон» по произведениям Дж. Боккаччо, Э.Роттердамского, Мазуччо, А.Арто, Т.Готье. Этот спектакль у башни Зенона в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» покажет московский театр драмы и комедии «Фест». В этой комедии - ярком, зрелищном, фееричном спектакле, с настоящим факельным шествием и прихотливыми неожиданными сюжетами, молодые звезды столичной сцены воплотят истинный дух театра - вечного и нестареющего искусства.

Фестиваль живет. Фестиваль бурлит. Присоединяйтесь!

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ, газета СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ  

18 июля, среда

Бокаччо у башни Зенона и
Чехов в театре им. Б.Лавренева

Очередной фестивальный день принес полное удовлетворение разнообразием и разночтением представленных на сцене известных произведений. Дневной показ «Чайки», воплощенной Игорем Лариным и Галиной Карелиной (театр «Монплезир», Москва), в очередной раз показал, как многозначен, как многолик Чехов, как все еще непостижима глубина его драматургии. У каждого режиссера - свой Чехов, и это скорее хорошо, чем плохо, потому что дает полет фантазии и предоставляет почву для творчества. Игорь Ларин выбрал своего героя - Треплева, который в известных постановках этого произведения обычно отходит на второй план. Треплев Ларина - нерв, страдание, это мятущаяся и не находящая себе места душа молодого человека. Треплев Ларина - это тоже «Чайка», которую в конце концов убьют равнодушие общества и нелюбовь близких.

Комедию дель арте «Декамерон» по Боккаччо представили на фестивале молодые звезды столичной сцены - театр драмы и комедии «Фест» (Москва). И зрители, и сами участники театрального праздника с восторгом встретили этот яркий, зрелищный, феерический спектакль с настоящим факельным шествием и неожиданными (но все в духе Боккаччо!) сюжетными виражами. Смелые, двусмысленные ситуации, сочные характеры, раскованные диалоги придают комедии особый терпкий вкус бьющего через край озорства и жизнерадостности, так недостающей современному зрителю.

А два других классических произведения воплотили на сцене артисты Донецкого областного театра. На малой сцене театра им. А.Луначарского вчера был сыгран моноспектакль «Маргарита» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (кстати говоря, это вторая «Маргарита» нынешнего театрального лета: спектакль по М.Булгакову представил севастопольским зрителям Крымский государственный академический театр им. М.Горького). Маргарита - Эллона Чернявская, обращаясь к зрителю, доносит ключевые слова Михаила Булгакова: «Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной Любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!.. Я покажу тебе такую любовь!»

И второй спектакль этого театра по мотивам повести Н.Гоголя «Вий» - «Панночка» (пьеса Н.Садур). Это сказка для взрослых, фантастически красивая и необыкновенно притягательная. А ведь и взрослые часто поддаются искушению посмотреть на ведьму, но так боятся заглянуть в собственную душу. «Панночка» была удостоена «Гран-при» на Киевском фестивале театрального искусства. В спектакле представлен сильный дуэт молодых звезд театра - Сергея Мусиенко (Хома Брут) и Эллоны Чернявской.

Экватор фестиваля уже преодолен. Спешите в театр, смотрите, размышляйте.

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ, газета СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ  

19 июля, четверг

Фестиваль как пиршество эксперимента

Знаменательное отличие нынешних «Херсонесских игр» в том, что впервые фестивальная программа - конкурсная. Учреждены «Гран-при» за лучшие спектакли на большой и малой сценах, призы за лучшую режиссуру, лучшие мужскую и женскую роли, специальный приз жюри. Высок и представителен состав театральных рецензентов из столиц Украины и России. Критики ежедневно в присутствии театральных коллективов ведут разборы фестивальных спектаклей. Возглавляет жюри Лариса Кадырова - народная артистка Украины, заместитель председателя Национального союза театральных деятелей Украины, президент Украинского центра Международного института театра при ЮНЕСКО. Я попросила Ларису Николаевну высказать свое отношение к фестивалю.

- Этот фестиваль был задуман Союзом театральных деятелей Украины, Министерством культуры, управлением культуры г.Севастополя и Романом Мархолиа как пиршество эксперимента, как смотр молодого театра, его поисков и находок. Сюда приезжали и молодые труппы, и молодые режиссеры, и молодые критики, и была энергетически молодая тусовка, которая выполняла функции общения и диалога молодого театра. Сейчас фестиваль несколько видоизменился, приобрел конкурсную основу, подтверждает, что эксперимент продолжается и он неисчерпаем. То, что на фестивале представлены разные театры из разных городов - академические, экспериментальные студии, театры, которые только стали театрами из студенческих,- наверное, хорошо, это создает многоплановость театрального искусства в том виде, в каком оно сегодня существует.

- Лариса Николаевна, а как вы оцениваете уровень представленных на фестивале коллективов?

- Фестивальность существует в празднике, в обмене мнениями, в той высоте и той мере, которая есть в каждом театре. Даже на том, чего ты не понимаешь и что лежит вне твоего понимания, можно учиться и идти дальше. И главное - не успокаиваться. Вот рядом соседствуют два удивительных спектакля: щедрый в постановочном решении, в режиссерском мастерстве, актерском таланте «Маскарад» (театр им. А.В.Луначарского) и до предела аскетичный спектакль «Апокрифы» (театр им. Л.Курбаса, Львов). Аскетичный не в понимании бедности духа, а в отсечении всего лишнего на сцене, и львовяне идут на этот эксперимент, оставляя главное - актера и эмоциональную мысль. Именно такое сочетание и есть польза для всех коллективов. Естественно, не все ты воспринимаешь в силу своего воспитания, понимания мира вокруг себя и мира в себе. Фестивали, творческие встречи, творческие диалоги для того и нужны, чтобы не было подмены искусства, не было конъюнктуры.

- И все же чувствуется, что принцип отбора фестивальных спектаклей не всегда выдержан. Я понимаю, что это связано с экономическими трудностями.

- Безусловно, финансовые проблемы служат тормозом для осуществления основной линии фестиваля. Заявок поступает много, но у художественного руководителя нет возможности поехать, посмотреть, отобрать. В чем можем, помогаем. Так, по просьбе Магара мы привезли с керченского фестиваля македонский театр, коллектив из Германии, посоветовали взять моноспектакль «Аккомпаниатор» (театр «Сузiр'я»), который получил «Гран-при» на международном фестивале. Однако вовсе не значит, что из-за отстутствия средств надо сидеть, ждать, сетовать. Я кланяюсь в ноги людям, которые, несмотря ни на что, делают, ищут, проводят. Очень многое сейчас зависит от понимания человеком места, на котором он существует и от желания сделать добро не только себе, но и людям вокруг. Это я вижу на фестивале в Севастополе, и это замечательно.

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ, газета СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ  

21 июля, суббота

Браво, Киев! Браво, Минск! Браво, Николаев!

В один и тот же фестивальный день истинное удовольствие зрителям доставили два творческих коллектива из столиц Украины и Белоруссии. Яркий, ищущий и уже хорошо заявивший о себе театр «Сузiр'я» из Киева представил моноспектакль «Аккомпаниатор» М.Митуа. Этот коллектив был признан театральным открытием в 1999 году. И представленный на малой сцене фестиваля камерный спектакль, поставленный в интеллектуальной манере, покорил севастопольскую публику. Небольшую сценическую форму буквально «взрывает» великолепно закрученный сюжет, интрига держит зрителя в напряжении до последней секунды. И лишь в финале настоящий океан эмоций обнаруживает парадоксальную суть человека.

И совсем иная палитра театральных красок в спектакле «Свадьба Фигаро» П.-О.Бомарше, привезенном на фестиваль Белорусским государственным молодежным театром (г.Минск). Помните, Александр Пушкин советовал в минуты хандры и грусти «откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро»? А еще лучше, раз такая воз-мо ясность представилась в Севастополе, посмотреть спектакль в исполнении прекрасных, задорных и жизнерадостных артистов Минского молодежного театра. Кстати, многих из них зрители знают по блистательному юмористическому сериалу «Ускоренная помощь».

А вчера вечером в театре им. Лавренева был показан спектакль «Капитанская дочка» - самая яркая премьера 2000 года, постановка, удостоенная зрительских симпатий на конкурсе «Человек года и К°» в номинации театральных спектаклей. Это чистая, трогательная и красивая история великой любви в эпоху Пугачевского бунта.

На сцене Национального заповедника «Херсонес Таврический» Русский драматический театр из Николаева разыграл пьесу Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки». Суперпопулярная в свое время пьеса Э.Радзинского обрела оригинальное сценическое воплощение, не утратив шарма древности. Великий император и Великий мыслитель... Кто из них на самом деле несвободен, зависим и несчастлив? Кто, познав «все цвета и запахи жизни», сумел еще и насладиться ими?

Мне остается лишь перечислить спектакли субботнего дня, заключительного дня фестивальных показов. На малой сцене- «Воскресший и злой» Т.Оглобина, представленный Актерской студией из Одессы, спектакль, удостоенный множества призов. А вечером - «Гедда Габлер» Г.Ибсена в постановке Молодого театра из Киева.

А в воскресенье состоится торжественная церемония закрытия VIII Международного фестиваля «Херсонесские игры». О призах и наградах мы, естественно, расскажем вам в следующем номере.

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ, газета СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ  

 
на главную   |   другие материалы - оглавление   |   фестиваль ХЕРСОНЕССКИЕ ИГРЫ   |   анонс   |   афиша   |   !!counter!!
Hosted by uCoz