АртБухта  
 

Цирк в Севастополе, ч.II.

В середине мая нынешнего года в Севастополе царило заметное оживление, в воздухе витало ощущение праздника. Рекламные тумбы и доски пестрели яркими афишами с рекламы, расклеенной на окнах троллейбусов, на всех смотрели грациозные белые тигры. В местах продажи билетов публику привлекали и зазывали веселые клоуны. У взрослых все это вызывало улыбку и воспоминания о детстве, у детей - удивление и восторг.

Даже человеку непосвященному, но внимательному, при виде всего этого становилось ясно: «Цирк, цирк приехал!». Большой Московский цирк - шапито «Бим-Бом» приехал в наш город в пятый раз с «элитной и сенсационной», как значилось в рекламе, программой: «Парад лучших аттракционов XXI века». Она включала выступление индийских слонов народного артиста России Юрия Дурова, белых и уссурийских тигров заслуженной артистки России Ольги Денисовой, единственной женщины-укротителя.

Желто-красный купол цирка-шапито две недели можно было видеть в Загородной балке Севастополя.

Традиция гастролей передвижных цирков и зверинцев существовала в Севастополе еще в 80-90-х годах XIX века.

В 1889 г. на Нахимовском проспекте против Городского собрания (ныне площадь Лазарева) и в 1897 г. на Корниловской площади (ныне площадь перед Дворцом детства и юности) располагался большой зверинец и всемирно известный шотландский цирк К.Б.Соломона. Открыт он был с 9 часов утра до 10 часов вечера. Кормление зверей, и утреннее представление проходило в 12 часов дня, второе кормление - в 7 часов вечера, а вечернее представление - в 8 вечера.

Фрагмент севастопольской афиши В.Андерлика

В 1894 году на Корниловской площади давал представления (по 2 - в будние дни, по 3 - в праздничные) большой зверинец и цирк дрессированных животных В.Андерлика. В цирке работал укротитель диких зверей Г.Туренин.

В начале 1890-х годов в Севастополе существовало отдельное деревянное здание цирка. Оно находилось на площади Новосильского (ныне площадь Ушакова). Гастролировавшие труппы в теплое время года по несколько месяцев работали в этом здании. Зимой труппы заворачивали на короткое время. Содержателем цирка был Максимилиано Труцци (1833-1899), цирковой антрепренер и артист, в России с 1880 г., родоначальник семьи цирковых артистов, итальянцев по происхождению. Его сыновья: Рудольфо (1860-1936), Жижетто (1865-1925), Энрико (1870-1939) были цирковыми артистами и предпринимателями. В советское время наибольшую известность получил сын Жижетто Труцци - Вильямс Труцци (1889-1931), наездник и дрессировщик, режиссер (поставил пантомимы «Черный пират», «Мосхновщина»), в 1921-1924 г.г. - художественный руководитель Московского и директор (1924-1925) Ленинградского цирков.

В январе 1898 г. в цирке М.Труцци выступала труппа Дозмаровых - это было «выдающееся представление с малороссийскими плясками и песнями». В заключении представления показывалась пантомима «Карнавал на льду».

В декабре 1898 г. в Севастополе начались выступления цирка Мануэля Герцога. В этом цирке выступал дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров (1864-1916), в 1879 г. дебютировал в балагане - выступал как акробат, эквилибрист, жонглер. В 1882 году в цирке М.Труцци в Воронеже начал демонстрировать дрессированных животных. Анатолий Дуров был первым цирковым артистом, обратившимся к политической сатире. Главное, что выделяло искусство А.Дурова, это меткость, злободневность выступлений, остросатирический характер шуток, которые нередко доставляли ему неприятности, но на «ура» воспринимались демократической публикой. Сатирические номера обычно сочетал с показом дрессированных животных. Гастролировал в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Испании, Италии.

В июне 1900 г. Городская управа «приняла меры к правильной эксплуатации здания цирка, которое в прошлом году пустовало». Содержатель цирка М.Труцци произвел крупный ремонт здания, вновь оформил аренду с обязательством непременно давать представления зимой.

Владимир Дуров. Фото начала XX века.

В ноябре 1900 - марте 1901 г.г. в Севастополе гастролировал цирк Владимира Леонидовича Дурова (1863-1934), брата Анатолия Леонидовича Дурова. В юности Владимир Дуров начал увлекаться дрессировкой животных, посещал лекции И.М.Сеченова по физиологии животных. Владимир Дуров дебютировал в цирке в 1879 году. Получил известность как соло клоун и дрессировщик, использовал в сатирических номерах дрессированных животных. Разработал впервые в России систему дрессировки, основанную на изучении природных инстинктов и рефлексов животных. Он стал основоположником и пропагандистом так называемой мягкой дрессировки, опирающейся на гуманное обращение с животными, использующей главным образом вкусовое поощрение. Этот метод впоследствии применялся всеми Дуровыми и большинством советских дрессировщиков. В 1912 году В.Дуров организовал в Москве уголок-музей (ныне Уголок имени В.Л.Дурова). В 1927 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Во время гастролей цирка Владимира Дурова дебютировали наездник и дрессировщик лошадей Эмилий Рай, интернациональная труппа из восьми персон семейства Гурских; были устроены бенефисы: П.А.Брыкина, каламбурного юмориста, оригинального сатирика, соло клоуна рыжего; дрессировщицы лошадей госпожи Дуровой.

Конец XIX века для цирка был характерен обращением к спорту, что расширило границы цирковых жанров. Часты были выступления силачей, борцов, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглеров, велофигуристов, роликобежцев.

В цирке Владимира Дурова проводились бои русско-швейцарской борьбы между известным борцом Злобиным и известным севастопольским водолазом А.Кузьминым, бои французской борьбы между ростовским силачом-борцом Ф.Михайловым и запорожским казаком И.Поддубным. Поддубный вызывал на бои также двух цирковых атлетов-силачей - Злобина и Банникова.

Иван Максимович Поддубный (1871-1949), русский профессиональный борец, атлет.

В 1893-1896 г.г. работал портовым грузчиком в Севастополе и Феодосии. В 1897 г. начал выступать на цирковой арене как атлет-гиревик и борец (русская борьба на поясах, с 1903 - классическая, французская борьба).

В 1905-1908 г.г. был победителем крупнейших чемпионатов мира по классической борьбе среди профессионалов (Париж). За 40 лет выступлений он не проиграл ни одного чемпионата (имел поражения лишь в отдельных схватках). Гастролировал за рубежом (в 50 городах 14 стран). Получил мировое признание как «чемпион чемпионов», «русский богатырь» (рост 184 см, вес 118 кг, объем груди 134 см). В 1939 году Поддубному присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в 1945 г. - заслуженного мастера спорта; он награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Для участия в представлениях цирка В.Дурова был приглашен балет Одесского Городского театра во главе с известным танцором-балетмейстером Варшавских театров Деморацким.

Многие представления в цирке Владимира Дурова заканчивались балетом-пантомимой, очень популярной в то время: «Любовь на барской кухне», «Цыганский барон», «Мустафа-паша» и др.

В конце гастролей давалось представление, на которое дамы приглашались бесплатно. В этот вечер публике раздавались подарки в знак благодарности за посещение на сумму 25 рублей: 20 подарков по 20 копеек, 10 подарков по 50 копеек, 2 подарка по 1 рублю, столовая лампа - за 3 рубля, главный подарок - медный столовый самовар за 10 рублей.

В 1902 году здание цирка М.Труцци было снесено.

назад  дальше

Завгородняя О.А., старший научный сотрудник
Музея героической обороны и освобождения Севастополя.


 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление   |   Цирк ч.I   |   Цирк ч.III
Hosted by uCoz