АртБухта  
 

Строительство Севастополя во второй половине XIX в., ч.I.

Военные действия в период Крымской войны и обороны 1854-1855 гг. нанесли Севастополю огромный ущерб. Вместо цветущего морского города остались одни развалины. В 1856 г. в Севастополе имелось только 14 малоповрежденных зданий. Восстановление разрушенного города шло медленно.

Морское ведомство отпускало незначительные средства на работы по восстановлению Севастопольского порта. В 1860 г. на эти цели израсходовали 5704 рубля, в то время как по Кронштадтскому порту расходы достигали 678141 рублей. На средства Морского ведомства отремонтировали провиантские магазины (склады) на набережной Корабельной бухты для размещения нижних чинов, здание бывшего Девичьего училища, в котором расположились Благородное собрание и библиотека.

Возвращающиеся в город жители строили небольшие домики на Корабельной стороне, в районе Артиллерийской бухты. По сведениям на 1861 г. в городе проживало 8218 жителей, из них 1040 лиц, владеющих домами (при этом подчеркивалось, что в числе "домов" большая часть представляла собой землянки, балаганы или деревянные бараки). К 1866 г. в городе насчитывалось 1727 зданий, из них 1221 - каменное, 506 - деревянных. Деревянные дома были построены из французских бараков, которые остались после осады города. Врач Н.Прусаков отмечал, что "не будь этих бараков, Севастополь вовсе не имел бы деревянных строений, потому что строевой лес здесь чрезвычайно дорог сравнительно с камнем". Кроме частных жилых домов, в городе было 24 казенных здания, 5 церквей, 30 каменных и 93 деревянных лавки, 8 полицейских будок.

Беднейшие слои населения нередко селились в землянках, устроенных среди развалин. Современник замечал: "Они рады, что с них не берут за квартиру, ими же устроенную на чужом месте и из чужого материала, а потому довольствуются плохою защитою от непогоды".

Восстановление и строительство города несколько оживилось только в начале 70-х годов XIX в. после отмены статей Парижского мирного договора, запрещавших России иметь флот на Черном море, и принятия решения о сооружении железной дороги до Севастополя. Историк А.Ф.Гейрот писал в 1872 г.: "Ожидание железной дороги, а вместе с тем и развитие торговли, а также возвращение Севастополю военного значения - все это весьма важно для севастопольцев. Ввиду этих ожиданий возникают некоторые частные здания, застраиваются довольно обширные гостиницы, раскупаются и находящиеся в них развалины и груды камней".

Однако до конца 70-х годов XIX в. город лежал в развалинах. Описание Севастополя этого периода имеется в воспоминаниях А.С.Лукомского, сына военного инженера С.Р.Лукомского, который принимал участие в сооружении Лозово-Севастопольской железной дороги. Застроены были только Нахимовский проспект и часть улицы Большой Морской, но и там встречались разрушенные здания и пустыри. Большая часть домов представляла собой небольшие особняки, дома в два-три этажа встречались как исключение. Возле Графской пристани стояло двухэтажное здание гостиницы Киста. На Екатерининской улице (ныне ул.Ленина) располагалось "только десятка два приличных домов, из них лучшими были гостиница Ветцеля, здание почты, дом градоначальника, так называемый Тотлебенский дом и не больше десятка частных домов в один-два этажа. Все остальное пространство представляло груду развалин". Дорога от Екатерининской до вокзала тянулась по пустырю, встречались лишь отдельные домики портовых рабочих и отставных моряков.

На городском холме строился Владимирский собор, стояло несколько домов Морского ведомства, здание Константиновского реального училища и располагались немногочисленные частные дома, разбросанные среди развалин.

Здание дореволюционной постройки по ул.Суворова, 20 - бывшая женская казенная гимназия. Фото 1988 г.

Двухэтажное здание реального училища было построено в 1876 г. в неороманском стиле инженером-архитектором М.Ю.Арнольдом. В соответствии с угловой формой земельного участка здание в плане напоминает трехлистник с расходящимися от центрального объема боковыми крыльями. Главный фасад выходит на перекресток улиц широким ризалитом (выступающая часть фасада), боковые фасады имеют уступчатый силуэт, создаваемый лопатками (выступами на стене), увенчанными башенками. Здание сохранилось, ныне в нем располагается школа №3.

Интенсивное восстановление и развитие города началось только после 1875 г., когда завершилось сооружение Лозово-Севастопольской железной дороги и было принято решение об отводе западного берега Южной бухты для коммерческого порта. В связи с превращением Севастополя в крупный центр экспорта зерна проводятся значительные работы по благоустройству территории порта и железнодорожной станции. К 1875 г. построили здание железнодорожного вокзала, в 1876 г. соорудили таможню, таможенные и железнодорожные склады на западном берегу Южной бухты. Здание таможни строил инженер Федор Николаевич Еранцев, позднее городской голова Севастополя, инициатор планомерной застройки города. В конце 70-х годов XIX в. завершилось строительство городских хлебных складов на набережной Южной бухты. В 1881 г. недалеко от вокзала соорудили паровую мукомольную мельницу, здание которой сохранилось до наших дней.

Здание бывшей паровой мельницы. Фото 1998 г.

В 80-е годы XIX в. значительные работы по строительству и благоустройству Севастополя проводило городское управление. В 1881 г. дума создала комиссию "для пересмотра предположений о замощении города, улучшении порта и исполнении городских строительных работ" в составе А.Л.Бертье-Делагарди, Ф.Н.Еранцева, А.Конкевича. В докладе, представленном этой комиссией, наиболее важными работами для благоустройства Севастополя были названы следующие: сооружение и замощение спуска к вокзалу, замощение улиц по кольцу города, планировка площади у Артиллерийской бухты и устройство под ней водостоков, устройство и замощение подъемов на городской холм, строительства крытого рынка, зданий больницы и городского училища.

В 1881 г. началось сооружение мостовых из гранитных кубиков и осколков. В том же году на средства города построили здание для городской больницы на 30 кроватей.

В 1885 г. в Центре города на месте взорванной Николаевской батареи разбили Приморский бульвар. Территорию Приморского бульвара украсили здания летнего городского театра и яхт-клуба. Здание театра было деревянное, в виде терема, украшено узорчатыми карнизами, открытыми галереями, шатровыми башенками, лестницами с резьбой по дереву. Яхт-клуб представлял собой двухэтажное здание в мавританском стиле с квадратными башенками, увенчанными куполами со шпилями. По фасаду шла резьба по камню.

В 1890 г. на Городском холме, на ул.Соборной построили здание женской казенной гимназии. Здание по главному фасаду двухэтажное с цокольным этажом, по боковым - трехэтажное, в решении фасадов преобладали классические формы (здание сохранилось, ныне ул.Суворова, 20). Автором проекта здания являлся Б.А.Рожнов. Борис Александрович Рожнов окончил институт гражданских инженеров, в середине 80-х - начале 90-х годов XIX в. занимал должности городского архитектора и архитектора градоначальства. Строил Приморский бульвар, Херсонесский мост, проектировал частные постройки.

Здание яхт-клуба на Приморском бульваре. С открытки начала XX в.

В начале 90-х годов XIX в. городским архитектором Севастополя стал А.М.Вейзен. Александр Михайлович Вейзен окончил Академию художеств, длительное время занимал должность городского архитектора Севастополя, проектировал и строил различные общественные и частные здания, участвовал в создании памятников к 50-летию обороны Севастополя 1854-1855 гг. По проекту А.В.Вейзена сооружены здания биологической станции на Приморском бульваре (1898 г.), мечети (1912 г.).

дальше

И.А.Дьяконова,  
ведущий научный сотрудник  
Музея героической обороны и освобождения Севастополя.  


 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление   |   материалы на др.темы   |   Часть II   |   !!counter!!
Hosted by uCoz