Андрей Лубянов
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР «ЛЕНИНГРАД»

 

Книга посвящена истории создания и боевому пути второго в советском флоте авианесущего крейсера - противолодочного крейсера «Ленинград». Корабль имел на вооружении эскадрилью противолодочных вертолетов Ка-25 и предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок США и НАТО, в первую очередь, - атомных подводных ракетоносцев, развернутых на позициях в Средиземном море и Атлантическом океане.

Все описываемые в книге события - строго документальны. Значительное место в монографии уделено истории освоения первых палубных советских вертолетов - Ка-15 и Ка-25, становлению 78-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка, а также боевому применению палубных вертолетов в различных точках Мирового океана. Книга иллюстрирована большим количеством фотографий из личных архивов автора, моряков и летчиков.



Перед Вами, уважаемый читатель, книга Андрея Лубянова «Противолодочный крейсер «Ленинград». Она посвящена морякам-противолодочникам и морским летчикам - мужественным и отважным людям, выбравшим себе в спутники стихию неба и моря. Авиаторы первыми на вертолетах садились на палубы кораблей, учились летать над безграничной гладью моря, выполняли вдали от родных берегов сложные боевые задачи.

Первым всегда нелегко - ведь перед ними открывается неведомый мир, полный неожиданностей и опасностей. Этот мир неохотно делится с человеком своими секретами. За каждый необдуманный шаг или ошибку порой требуется платить чрезмерно высокую цену.

Черноморские авиаторы уверенно шли вперед к намеченной цели и, в конечном счете, упорным трудом добились больших успехов.

Победы не давались легко, но тем они ценнее для флота и его истории. Преодолевая трудности, моряки противолодочного крейсера «Ленинград» и авиаторы 78-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка действовали всегда сообща. В море на боевой службе - это был дружный, сплоченный, единый по духу коллектив. Где бы ни находился «Ленинград» - во взрывоопасном от политического напряжения Средиземном море, в холодных водах Северной Атлантики, в жарком Суэцком заливе или туманной Балтике - моряки и авиаторы в любую минуту были готовы выполнить приказ Родины.

В книге Андрея Лубянова впервые подробно собраны и систематизированы воспоминания летчиков, штурманов, инженеров и техников, корифеев 78 окплвп и моряков боевых частей «Ленинграда» - участников исторических событий в Черном и Средиземном морях, Атлантике и Индийском океане. Приводятся свидетельства очевидцев, раскрывающие белые пятна нашей современной морской истории, методику проведения уникальных поисковых операций «по реальным целям» с участием противолодочных вертолетов Ка-25.

Идет увлекательный рассказ о переходах крейсера вокруг Африки, походе на Кубу, крупномасштабных акциях разминирования с воздуха Суэцкого залива в 1974 году и Красного моря в 1984 году. Впервые показана роль вертолетов «Ленинграда» в операции спасения экипажа атомной ракетной подводной лодки К-19, потерпевшей бедствие в Северной Атлантике, приведен ряд поучительных примеров из практики полетов над морем и эпизоды из жизни экипажа противолодочного крейсера.

Книга еще раз подчеркивает, что флот без палубной авиации не в состоянии полноценно решать комплекс возложенных на него задач. Только палубная авиация защитит корабли от нападения с воздуха, моря и из-под воды, нанесет упреждающие удары по силам агрессора, откуда бы угроза нападения не исходила.

Суровую школу боевых служб на крейсере «Ленинград» прошли сотни летчиков, штурманов и техников. За успешное выполнение заданий Родины более 60 авиаторов 78 окплвп были награждены правительственными наградами, а семерым из них присвоены почетные звания «Заслуженный военный летчик России» и «Заслуженный военный штурман России». Полк стал кузницей кадров для морской авиации. Девять лучших представителей 78 окплвп командовали впоследствии вертолетными полками на других флотах.

История учит - сильный флот и морская авиация - это сильная Россия. Наша задача - учитывая опыт старших товарищей и опыт боевых служб ПКР «Ленинград» - поддерживать боеготовность морской авиации на высоком уровне. В этом современным и будущим летчикам и морякам авианесущих кораблей ВМФ России поможет книга Андрея Лубянова.

Командующий морской авиацией - заместитель Командующего Черноморским флотом Российской Федерации по авиации
генерал-майор авиации Анатолий БЫКОВ,
Заслуженный военный летчик России.


 

ОТ АВТОРА

Было это очень давно - в конце 60-х годов XX века. Я, тогда еще школьник, прогуливаясь как-то по Приморскому бульвару, вдруг увидел стоящий в Севастопольской бухте необычно большой корабль со странной архитектурой. Надстройки у него доходили только до середины корпуса, а в корме корабля угадывалась взлетно-посадочная площадка под летательные аппараты. Тогда мне показалось, что это наш новый советский авианосец только какой-то необычной, хитрой конструкции, не похожий ни на один американский.

Чуть позже об этом корабле мне рассказали знакомые моряки. Оказалось, что это не авианосец, а вертолетоносец «Москва» и пришел он к нам в Севастополь из судостроительного завода города Николаева. Спустя еще какое-то время в бухте появился второй такой корабль, как две капли воды похожий на «Москву». Назывался он «Ленинград». Сперва надписей на кораблях не было, имелись только бортовые номера и различить их «кто есть кто» было невозможно.

Так состоялось мое знакомство с этими противолодочными крейсерами.

Летели годы, хорошел и расширялся мой белокаменный город, входили и выходили из бухт корабли, исчезали под газовыми резаками в Инкермане отслужившие свой век эсминцы, сторожевики и подлодки, - но знакомые с детства силуэты вертолетоносцев неизменно стояли перед моими глазами. Я всегда быстро угадывал их в дымке внутреннего рейда, когда поднимался на центральную горку или какой-нибудь холм, безошибочно различал среди ночных огней города, когда возвращался в Севастополь на поезде или перебирался с Северной на Графскую пристань на катере.

Силуэты крейсеров стали для меня столь привычными и родными, что я уже не мог себе представить Севастополь и флот без «Москвы» и «Ленинграда».

Мог ли я тогда подумать, что пройдет несколько десятков лет и я возьмусь за перо и в течение четырех лет буду писать историю одного из самых «плавающих» и «боевых» крейсеров Черноморского флота - «Ленинграда»?

Соприкасаясь с огромным миром «Ленинграда», я быстро осознал, что не смогу объять необъятное и описать все события, представляющие для истории отечественного флота более-менее существенное значение. Для этого нужно было работать по крайней мере лет десять-пятнадцать, - но попытаться выделить главные, важнейшие из них - я все же попробовал. Как это мне удалось - судить читателю.

Я спешил еще и по другой причине - мне хотелось успеть «нарисовать» этот рассказ о моряках и летчиках и подарить его им еще при их жизни. Ведь многие книги о кораблях российского и советского флота обычно писались в режиме «пост фактум», спустя много лет, чисто по документам и архивным материалам, когда большинства участников и героев событий на этой земле уже не было.

У меня же получилась бомба замедленного действия - живая историческая публицистика. Почему? Потому что писать о живых людях и давать оценку их деятельности - задача, как известно, непростая и щепетильная. Всегда чувствуешь, что тебя тоже внимательно изучают, слушают и пытаются «подправлять» в сторону своего «Я», стараясь за уступки чем-то соблазнить. Придерживаться четко задуманного плана, кажущейся мне объективности и не поддаваться на соблазны - стоило мне немалых нервов.

Через палубы «Ленинграда» прошли тысячи моряков и авиаторов. Естественно, что уделяя, в первую очередь, внимание их боевой работе, - я не мог назвать и перечислить заслуги всех. Немало офицеров умерло, другие разъехались по стране и следы их затерялись. В отдельных разделах повествования я испытывал острую нехватку информации, кое-кто, обладая информацией, не желал ею поделиться.

Особо я благодарен морским летчикам. Работая с ними, я чувствовал большее взаимопонимание. В принципе и книга стала получаться лишь тогда, когда связалось в логическую цепь «авиазвено», удалось выяснить, ради чего собственно создавался авианесущий крейсер, прикинуть, примерно, его боевой к.п.д.

Во время работы над книгой я встречался и беседовал с десятками людей. Выражаю признательность самым активным из моих помощников:

Летчикам: Филину Виктору Александровичу, полковнику запаса;
Правдивцеву Геннадию Михайловичу, полковнику в отставке;
Беляеву Леонарду Петровичу, подполковнику в отставке.
Морякам: Двинденко Льву Евгеньевичу, контр-адмиралу в отставке;
Васильеву Анатолию Николаевичу, капитану 1 ранга запаса;
Руденко Валентину Петровичу, капитану 1 ранга запаса;
Бурковскому Константину Михайловичу, капитану 1 ранга запаса;
Гарамову Юрию Аршаковичу, капитану 1 ранга в отставке;
Нечитайло Виктору Михайловичу, капитану 2 ранга в отставке;
Венгерову Николаю Александровичу, полковнику-инженеру в отставке;
Волошко Николаю Андреевичу, подполковнику в отставке;
Дежернюку Владимиру Петровичу, капитану 1 ранга запаса;
Ермоленко Владимиру Михайловичу, капитану 1 ранга в отставке;
Поливцеву Юрию Александровичу, капитану 2 ранга в отставке;
Тельпову Владимиру Максимовичу, капитану 2 ранга запаса;
Мирскому Ратмиру Вендимиановичу, капитану 2 ранга запаса;
Кобцеву Евгению Андреевичу, контр-адмиралу в отставке;
Факторовичу Аркадию Яковлевичу, капитану 2 ранга в отставке;
Полтавцу Анатолию Валентиновичу, капитану 1 ранга в отставке;
Лукину Анатолию Ивановичу, подполковнику медицинской службы в отставке;
Кондратюку Артуру Остаповичу, старшему мичману запаса;
Доскато Олегу Глебовичу, капитану 2 ранга запаса.

Благодарю за ценные фотографии, любезно предоставленные мне их авторами: майором в отставке Яшаром Аскеровым, старшим мичманом запаса Николаем Глинкой, старшим мичманом в отставке Анатолием Руденко и капитаном 2 ранга в отставке Геннадием Кондаковым.

Содержание

От автора
Преемник имени
Второй корпус
Важнейшие этапы строительства ПКР «Ленинград»
Мнение о корабле

1348 помещений
Штурманская боевая часть. БЧ-1
Ракетчики и артиллеристы. БЧ-2
Повелители «Вихря». БЧ-3
Связисты и сигнальщики. БЧ-4
Радиотехники. РТС
Ответственные за корабельное сердце. БЧ-5
БЧ-6
БЧ-7
Медицинская служба
Клуб и оркестр
Первый командир
Важнейшие операци
Океан-100
Хорошо поют морячки
Ваш «Ленинград» - впечатляющий корабль или Как советские моряки отказались от американского мороженого
Холод нейтральных вод
Вертолеты над океаном
Суэцкий залив
Подарок Главкома
В Учениях «Запад-81»
«Шторм» сбивает три ракеты
Поход на Кубу
Красное море
Ставить в ремонт немедленно!

Длинная рука крейсера

К «Ленинграду» причастны
22 года на палубе крейсера
«Ленинград» почти вся моя жизнь
Воздушный фотохудожник

Так провожают корабли?
Приложения
Содержание

Компьютерный дизайн и верстка Е. Козьминой
Сдано в набор 20.5.2002г.
Подписано в печать 22.5.2002г.
Формат бумаги 84х108 1/16, печ.л. 43. Тираж 300 экз.
Севастополь, типография «Флаг Родины». Заказ №1892. 2002г.

ОБ АВТОРЕ

Лубянов Андрей Николаевич, коренной севастопопец, инженер-кораблестроитель. Строил атомные подводные лодки на Севере, после преподавал судостроение в Севастопольском приборостроительном институте. Автор нескольких книг по истории Черноморского флота. Заслуженный художник Автономной Республики Крым.

Тема живописных работ Андрея Николаевича - флот и море. Им созданы циклы картин, посвященных героическим кораблям Севастополя эпохи первой и второй обороны, развитию советского атомного подводного флота, морской авиации, водолазам, подводным аппаратам, суперлинкорам, знаменитым парусникам мира, лайнерам-победителям Голубой ленты Атлантики и т.д. Его девиз - историческая достоверность при изображении кораблей и морских событий.

Тел.А.Лубянова +380(692)543204

на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление   |   материалы на др.темы   |   !!counter!!

Hosted by uCoz