АртБухта  
 

Кино в Севастополе

Сегодня все, включая самых юных зрителей, знают, что такое кино.

Кинематограф как техническая система появился впервые в более или менее законченном виде в конце XIX в., сначала как немое кино Люмьера, а затем, спустя три десятилетия, как кино звуковое.

Люмьер Луи (5.10.1864-6.06.1948), изобретатель (вместе с братом Огюстом Люмьером) кинематографа, пионер французского кинопроизводства и кинорежиссуры. Окончил техническую школу и работал на фабрике фотопластинок, принадлежавшей его отцу. В 1894 г., познакомившись с «кинескопом» Т.Эдисона, Люмьер заинтересовался проблемой световой проекции «движущихся фотографий». Изобретенный братьями Люмьер аппарат был запатентован в 1895 г. и получил название «кинематограф».

Первый публичный платный сеанс был дан в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов 28 декабря 1895 года. Люмьер организовал серийный выпуск аппаратов, производство кинопленки и съемку фильмов. Кинематограф в России появился весной 1896 г. через пять месяцев после того, как в Париже состоялись первые публичные сеансы.

4(16) мая 1896 г. начались гастроли иностранного аттракциона «Синематографа братьев Люмьер» в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге. Почти одновременно кинематограф стал демонстрироваться в Москве в театре оперетты «Эрмитаж», а затем через месяц и в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке в кафе-шантане Шарля Омона.

Мелкие «переезжие» или «подвижные», как их тогда называли, кинематографы кочевали по всей стране в поисках зрителей, еще не видевших имевшиеся у них программы. Крупные накапливали на своих складах огромные запасы использованных, но вполне пригодных для демонстрации лент. И они сначала стали продавать эти ленты с большой скидкой, а затем и отдавать их в прокат. Так возникла система проката, в 1907 году окончательно победившая прежнюю систему продажи лент. С 1904 г. стало быстро увеличиваться число кинематографов, именовавшихся иллюзионами, биоскопами, биографами.

Что представлял собой такой биограф?

Любой сарай, амбар, склад, магазин, все, что имело крышу и могло укрыть от дождя «уважаемых посетителей», - годилось под биограф. В таком «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение или над ним; под экраном располагался пианист; мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели, это значительно увеличивало вместимость зрительного зала, следовательно, и доходы предпринимателя.

На рубеже XIX и XX столетий и жители Севастополя приобщились к совсем еще «молодому» виду искусства - кинематографу, который за короткое время стал играть большую роль в культурной жизни города.

О гастролях очередного передвижного синематографа севастопольцы узнавали из рекламы городской газеты «Крымский вестник».

Так 16 января 1901 года в помещении Севастопольского Городского собрания (ныне площадь Лазарева) был дан сеанс «лучшего в мире синематографа Люмьера (все картины в красках)». Показанные картины очень понравились публике. Вслед за первым показом, 19 января синематограф показали в офицерском собрании 50-го пехотного Белостокского полка, а 21 января 1901 года - вновь в Городском собрании.


Здания Городского собрания и Летнего городского театра, где проводились первые киносеансы в Севастополе.

Летом следующего года синематограф Люмьера в ходе аналогичного турне по России вновь привезли в Севастополь. 12 июля 1902 года в помещении Летнего городского театра на Приморском бульваре было дано «только одно разнообразное и большое представление в трех отделениях. Сюжеты картин были новейшие, показывались в России первый раз.»

2 и 3 августа 1903 года севастопольцы увидели «усовершенствованный американский биоскоп, живую движущуюся фотографию». В помещении Летнего городского театра зрителям предлагались картины: «Али-баба и 40 разбойников», «Самсон и Далила». Первые два представления биоскопа привлекли в театр много публики. Показываемые картины были очень интересны, и появление каждой новой перемены вызывало дружное одобрение публики.

Прошло около полутора лет, и вновь в Летнем городском театре демонстрировался усовершенствованный американский биоскоп Эдисона.

В 1908 году в Севастополе на Корниловской площади (ныне сквер около Дворца детства и юности) было построено просторное здание кинотеатра «Иллюзион». Он работал ежедневно с 5 часов вечера, а в праздничные дни с 12 часов дня до 11 часов ночи. Два раза в неделю (по вторникам и субботам) в «Иллюзионе» меняли программу картин. Обычно эта программа состояла из трех отделений.

Для иллюстрации приведем программу «Иллюзиона» за 26-28 января 1908 года:
1-е отделение - научное:
- угольные копи в Англии;
- на дне морском, научная картина в 29 видах;
2-е отделение - драматическое:
- скупой отец;
- мать - отравительница;
3-е отделение - комическое:
- Perpetum-mobile;
- американская теща.
Кинотеатр «Ренессанс» (скейтинг).

В 1910 году на Приморском бульваре было построено каменное здание с ареной для катания на роликовых коньках внутри него - скейтинг-ринг. Здание получило название - театр «Ренессанс». До 1917 года здесь проходили гастроли приезжих трупп и демонстрировались кинофильмы. Владел кинотеатром Никуличев.

В 1910-е годы на Нахимовском проспекте в д.35 работал кинотеатр «Лотос» (справа от современного Художественного музея). Газета «Крымский вестник» за 2 февраля 1913 года писала, что в «Лотосе» будет демонстрироваться картина «Порыв женской души». Владел кинотеатром Данильченко.

В доме №37 на Нахимовском проспекте находился в 1913 году кинотеатр «Виктория» Г.Е.Лехшева. Здесь демонстрировалась грандиозная программа картин «Удар в сердце», «Красный поцелуй», «Как выдали тещу замуж» - вот некоторые фильмы этой программы.

В 1914 году в «Спутнике по Севастополю и его окрестностям» Протопопов М. упоминает по адресу пр.Нахимова №37 кинотеатр под названием «Французский электро-биограф».

В 1910-е годы два кинотеатра работали на другой главной улице Севастополя - Большой Морской. Один из них находился на пересечении улиц Большой Морской и Херсонесской (ныне ул.Адм.Октябрьского) в доме №50 - биоскоп «Вулкан», здание было деревянное, разрушено в 1921 году из-за ветхости. Адрес-календарь Севастопольского градоначальства на 1913 год по этому адресу упоминает театр «Иллюзий», управляющим которого был М.Журавлев. На экране демонстрировалась программа картин в восьми больших отделениях. Перемена картин производилась три раза в неделю. Во время сеансов и в антрактах играл военный оркестр. В феврале 1913 г. на экране театра «Иллюзий» демонстрировалась картина «Отверженные» в девяти частях. М.Протопопов в «Спутнике по Севастополю и его окрестностям» в 1914 году называет по тому же адресу кинотеатр «Серебряный экран».

Кинотеатр «Ударник» 1930-е г.г.
(бывший биоскоп «Зеркало жизни»).

Вторым кинотеатром на ул.Большой Морской был биоскоп «Зеркало жизни» в доме №25, построенный на месте, принадлежавшем Михаилу Павловичу Мазуру, известному севастопольскому фотографу.

18 сентября 1913 года он обратился к севастопольскому градоначальнику с прошением выдать ему удостоверение об отсутствии препятствий для сооружения здания. Построено оно в следующем году. После 1917 года биоскоп «Зеркало жизни» назывался «Спартак», затем «Ударник» (принадлежал Ракову) - первый в Крыму звуковой кинотеатр.

Жители Корабельной стороны посещали кинотеатр Батюшкова на ул.Русской (ныне ул.Комсомольская) и «Электро-Биограф» на ул.Николаевской, 10 (ныне ул.К.Либнехта).

В помещении кинотеатра Батюшкова кроме демонстрации фильмов иногда ставились драматические спектакли. Так 5 февраля 1913 года Товарищество драматических артистов под управлением О.И.Поповой-Азотовой поставило спектакль «Жидовка» или «Казнь водой и огнем».



О.А.Завгородняя, старший научный сотрудник  
Музея героической обороны и освобождения Севастополя  


 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление
Hosted by uCoz