АртБухта  
 

М.И. Кази

городской голова Севастополя, Почетный гражданин города

В начале XХ века одна из улиц Севастополя носила имя Михаила Ильича Кази. Сейчас это часть улицы Генерала Петрова. М.И.Кази был одним из видных деятелей России второй половины XIX века в области судостроения и мореплавания. В разное время он занимал должности директора Балтийского судостроительного завода в Петербурге, председателя Императорского русского технического общества, возглавлял правление Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Значительный этап в жизни М.И.Кази был связан с Севастополем.

М.А.Кази

М.И.Кази происходил из семьи греческих дворян, перешедших на российскую службу в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Его дед, прапорщик Андрей Дмитриевич Кази, состоял на военной службе с 1770 по 1804 гг. Отец М.И.Кази, Илья Андреевич, морской офицер, служил на Черноморском флоте в 44-м, затем в 38-м — флотских экипажах. В 1829 г. уволился в отставку в чине капитан-лейтенанта. И.А. Кази владел небольшим имением в деревне Эскель Симферопольского уезда и домом в Севастополе. Илья Андреевич был женат на Анне Павловне Мавромихали, в их семье было девять детей — шесть сыновей и три дочери.

Михаил Кази родился 11 (23) октября 1839 г. в г.Севастополе, записан в метрических книгах севастопольского Адмиралтейского собора св.Николая. М.И.Кази учился в Черноморском юнкерском училище в Николаеве, в 1858 г. был произведен в мичманы. Дальнейшая его служба происходила в Русском обществе пароходства и торговли (РОПиТ). РОПиТ — одна из первых коммерческих пароходных компаний России, была создана в 1856 г. с целью возобновления судоходства между портами Черного и Азовского морей.

М.И.Кази быстро стал заметен среди служащих общества благодаря присущей ему энергии и "исключительным способностям к технике". Ему было поручено наблюдать за постройкой новых пароходов в Англии, где он познакомился с работой лучших судостроительных верфей. Служба в РОПиТ способствовала формированию Кази как моряка и судостроителя. Впоследствии он занял должность заведующего адмиралтейством РОПиТ в Севастополе. В 1868 г. Михаил Ильич был уволен от службы по Морскому ведомству, но продолжал состоять в РОПиТ в должности директора по морской части и заведующего контролем расходов.

В 1874 г. М.И.Кази избрали городским головой Севастополя. Начало 70-х годов XIX века было переломным моментом в истории Севастополя. После отмены в 1871 г. ограничительных статей Парижского договора Россия вновь получила право иметь военный флот на Черном море, и правительство активизировало меры по развитию Севастополя как главной базы Черноморского флота. Перед городским управлением стояли задачи восстановления разрушенного в годы Крымской войны города, его дальнейшего экономического развития.

В должности городского головы проявились административные и хозяйственные способности М.И.Кази. По ходатайству городского головы и севастопольского градоначальника П.А. Перелешина Севастополю ассигновали 300 тыс. рублей на строительство десяти хлебных складов. В этот период в Севастополе было открыто отделение Государственного банка, выделены деньги на строительство городской больницы. Благодаря деятельности П.А. Перелешина и М.И.Кази часть Южной бухты была передана под коммерческий порт, что способствовала быстрому экономическому подъему города. В конце 70-х-80-х гг. XIX века Севастополь становится крупным торговым портом юга России.

М.И.Кази стал инициатором создания бульвара по линии севастопольских бастионов. В выступлении на заседании думы 19 июня 1875 г. он обратил внимание на то, что проведение железной дороги и объявление Южной бухты коммерческим портом приведет к усиленной застройке города и исчезновению укреплений русских войск, возведенных во времена обороны Севастополя 1854-1855 гг. М.И.Кази предложил никогда не застраивать места бывших укреплений и устроить по линии бастионов Исторический бульвар, ходатайствовать перед правительством об открытии подписки (сбора добровольных пожертвований) для устройства бульвара.

Михаил Ильич Кази придавал большие значения развитию образования в Севастополе, где до середины 70-х гг. XIX века не было ни одного среднего учебного заведения. Он приложил немало усилий для того, чтобы добиться открытия Константиновского реального училища — первого среднего учебного заведения города. Впоследствии М.И.Кази избрали почетным попечителем реального училища. Михаил Ильич заботился о ремесленной школе РОПиТ и мореходном классе, вкладывал личные средства в содержание мореходного класса.

Должность городского головы Кази занимал до 1876 г., внес значительный вклад в восстановление Севастополя. В апреле 1875 г. городская дума приняла решение о присвоении М.И.Кази звания Почетного гражданина Севастополя. Дума возбудила ходатайство об утверждении М.И.Кази в этом звании. Это ходатайство было тогда отклонено. Императорское повеление о присвоении М.И.Кази звания Почетного гражданина Севастополя последовало в 1895 г. после повторного обращения Севастопольской городской думы.

В 1877-1892 гг. Михаил Ильич Кази руководил Балтийским судостроительным заводом в Петербурге, осуществил реконструкцию завода, который превратился в
передовое судостроительное предприятие. Находясь в Петербурге, Михаил Ильич продолжал заботиться об интересах Севастополя, неоднократно обращался к правительству с ходатайствами по вопросам развития городского хозяйства.

М.И.Кази много времени уделял работе в многочисленных обществах: являлся членом совета мануфактур и торговли Министерства финансов, председателем комиссии по развитию торговли мореплавания, председателем Императорского русского технического общества. Он стал одним из организаторов Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Умер в Нижнем Новгороде на этой выставке 24 июня 1896 г. Погребен в Петербурге.

Для увековечения памяти М.И.Кази на экстренном заседании членов Императорского русского технического общества была открыта подписка на капитал в фонд памяти М.И.Кази, который направлялся на нужды развития техники и образования. В 1897 г. было утверждено "Положение о премии и медали М.И.Кази" за лучшее изобретение или исследование по какому-либо техническому вопросу.

Зал заседаний городской думы Севастополя долго украшал портрет М.И.Кази, который прислала его вдова из Петербурга по просьбе городского управления. Улица Карантинная в Артиллерийской слободке стала называться улицей Кази.

Вид на Севастополь с Карантинной улицы



И.А.ДЬЯКОНОВА, ведущий сотрудник  
Музея героической обороны и освобождения Севастополя  


Уважаемые господа, в разделе "История домов и улиц" Вашего сайта помещена информация о Михаиле Ильиче Кази. Я - один из его дальних потомков-родственников - хочу поблагодарить г-жу И.А.Дьяконову за такую интересную статью. В тоже время я хочу, чтобы вы внесли исправление - жену Ильи Андреевича Кази звали Александра, а не Анна. Полное ее имя Александра Павловна Мавромихали. Во-вторых, нами создан виртуальный музей "Род Кази в истории России". Адрес сайта - kazy.narod.ru Хотел бы вас попросить разместить на вашем сайте ссылку на наш музей. Хотя сайт находится в состоянии разработки, но там уже достаточно много интересной информации созвучной с тематикой вашего сайта. Мы в свою очередь тоже готовы разместить ссылку на ваш сайт.

Также, если это возможно, хочу попросить вас сообщить г-же И.А.Дьяконовой о моем письме. Буду рад, если она со мной свяжется по электронной почте. Думаю, что подобное общение будет интересно и ей, и нам - потомкам Кази.

С уважением, Михаил Сергеев

 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление
Hosted by uCoz