АртБухта  
 

Храмы Инкерманского монастыря -

памятники обороны Севастополя 1854-1855 гг.

В конце XIX — начале XX вв. Севастополь являлся крупным православным центром, в городе насчитывалось около 30 православных храмов, в окрестностях действовали три монастыря. Среди церквей и соборов города были памятники древней истории христианства — князю Владимиру, крестителю Руси; святому священномученику Клименту Римскому, претерпевшему мученическую кончину в окрестностях города.

Значительное место среди культовых сооружений города занимали и занимают храмы и часовни-памятники 349-дневной героической обороны города. Владимирский собор, венчающий архитектурный ансамбль центральной части города, закладывался как памятник крестителю Руси и стал за время своего строительства, усыпальницей выдающихся Российских адмиралов М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова.

В центральной части города находится храм св. Архистратига Михаила, бывший главной гарнизонной церковью города во время 1-й обороны, к 50-летнему юбилею которой на западном фасаде храма установили мраморные плиты с наименованиями частей войск гарнизона, участвовавших в обороне Севастополя.

На стенах храма св. Николая, находившегося на ул.Екатерининской (ныне на этом месте Дом офицеров Черноморского флота Российской Федерации), к 50-летию обороны были укреплены мемориальные доски с перечислением частей войск, принимавших участие в Альминском, Балаклавском, Инкерманском и Чернореченском сражениях.

На самом большом кладбище участников обороны — Братском (Северная сторона Севастополя) — сооружен храм св. Николая. К 50-летнему юбилею обороны Севастополя 1854-1855 гг. освящен храм Вознесения Господня на Северной стороне города. Место кончины вице-адмирала В.А.Корнилова, начальника штаба Черноморского флота, было отмечено часовней.

Ряд храмов-памятников обороны Севастополя 1854-1855 гг. находился в Инкерманском монастыре.

Инкерманский монастырь

Инкерманский монастырь расположен в окрестностях Севастополя в нижней и средней части Монастырской скалы. Отдельные пещеры храмы и кельи Инкермана являются наиболее древними среди других христианских пещерных сооружений Крыма. Церковное предание связывает появление монастыря со ссылкой в Инкерманские каменоломни св. священномученика Климента Римского, ученика апостолов Петра и Павла, третьего по счету римского епископа, рукоположенного апостолом Петром. За проповедь христианства св. Климент был сослан с учениками в каменоломни в 98 г., продолжал проповедь христианства, в 101 г. утоплен в море по приказу императора Трояна.

Историки определяют время основания монастыря неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV вв. После выселения христиан из Крыма в конце XVIII в. монастырь находился в запустении.

В 1850 г. монастырь возобновлен, в 1852 г. в нем стало совершаться богослужение. Во время 1-й обороны Севастополя монастырь пострадал и пришел в запустение. В ходе Инкерманского сражения 24 октября 1854 г. он подвергся обстрелу союзных войск. Несколько ядер попало в храмы и произвело разрушения. Во время раскопок обнаружены ядра и английские свинцовые пули. В 1860-х гг. проведены большие работы по расширению и благоустройству монастыря, реставрация пещерных храмов.

В толще Монастырской скалы находилось три пещерных храма: св.Мартина Исповедника, св.Андрея Первозванного, св. священномученика Климента.

В 1867 г. у подножия Монастырской скалы сооружен дом настоятеля, в нем освящена церковь св.Троицы.

В окрестностях монастыря, у Каменоломенного оврага, в долине реки Черной, находилось Братское кладбище Российских воинов, павших в Инкерманском сражении. Убитые и умершие от ран были захоронены здесь участником сражения унтер-офицером Никитой Андреевичем Коновченко. После войны Н.А.Коновченко поселился в Инкермане, близ кладбища, обнес его оградой, поставил деревянный крест и организовал сбор средств на сооружение памятника-часовни. В 1872 г. Н.А. Коновченко умер и был похоронен на том же Братском кладбище, рядом со своими боевыми товарищами. Заветное желание Коновченко, чтобы «24 октября, в годовщину Инкерманской битвы, на братской могиле была совершаема панихида по убиенным за Веру, Царя и Отечество, и в храме совершалось бы богослужение о мире всего мира», исполнилось в 1885 г. — на месте захоронения погибших была построена часовня. Инкерманское духовенство в день сражения 24 октября проводило ежегодно крестный ход от монастыря к часовне и служило панихиду.

часовня

Фонды Музея героической обороны и освобождения Севастополя располагают изобразительным и документальным материалом, дающим представление о внешнем облике и истории часовни. Она представляла собой красивое здание, прямоугольное в плане, увенчанное круглым куполом с крестом, окруженное невысокой каменной оградой. Часовня запечатлена на фотографии, выполненной севастопольским фотографом И.Гезлемезом. Другое изображение имеется в альбоме «Виды полей сражений Крымской кампании 1854-1855 годов», в котором представлены памятные места Крыма и Севастополя. Фотографии для альбома выполнил командир 122-го Тамбовского пехотного полка В.А.Клембовский. Рисунки для альбома подготовил художник Н.С.Самокиш .

Богослужение в часовне прекращено в советское время в 1927 г., а здание передано детскому саду. В годы Великой Отечественной войны оно было разрушено, остатки его использовались для строительства гидротехнического сооружения (ныне на этом месте водокачка).

 

Приближалось 50-летие обороны Севастополя 1854-1855 гг. В 1899 г. создан Комитет по увековечению памяти участников обороны, председателем его назначен Великий князь Александр Михайлович. Увековечение памяти участников обороны Севастополя стало делом всей страны.

В подготовке и праздновании юбилея участвовала и церковь. К юбилею в Инкерманском монастыре были сооружены два храма.

Пещерный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» освящен 27 сентября 1905 г., во время празднования 50-летнего юбилея Севастопольской обороны. Этот торжественный момент запечатлела фотография, экспонирующая в зале Панорамы. На ней ветераны обороны Севастополя с Великим князем Александром Михайловичем, председателем Комитета по созданию памятников Севастопольской обороны, сфотографированы рядом с восстановленным и освященным храмом. Храм освящен во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», праздник которой отмечается 24 октября (6 ноября по новому стилю) в день Инкерманского сражения. Образ этот находился в Санкт-Петербурге со времен царя Петра Великого. Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» сопровождала Государя императора Петра I в его походе против турок, и ее с благоговением обносили перед русскими войсками при взятии ими турецкой крепости «Азов» в 1696 г. Копия с этого образа Божией матери была сделана в 1711 г.

Пещерный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Храм сооружен на месте древней пещерной церкви св. Софии, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Автор проекта реставрации и строитель храма — архитектор А.М.Вейзен.

В ходе работ была восстановлена обвалившаяся алтарная часть и прилегающие к ней наружные стены, сооружен вход в храм со стороны железной дороги, расчищены и обновлены стены и потолок. Кроме этого был реставрирован малый пещерный храмик, граничащий с основным и соединенный с ним небольшим переходом. Монашеские кельи бывшего здесь средневекового монастыря, соединенные с главным храмом длинным коридором, не восстанавливались и позже использовались как подсобные помещения.

Как связь с историческим днем Инкерманского сражения и полувековым юбилеем обороны Севастополя внутри храма поместили в копиях образа всех войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. Храм был приписан к Никольскому адмиралтейскому собору в Севастополе.

Храм был закрыт в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны разрушен. Его облик запечатлели открытки, хранящиеся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

 
Храм св. Николая и Храм святого Пантелеймона.

Храм св. Николая на вершине Монастырской скалы освящен 5 октября 1905 г. Храм-памятник героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. сооружен из белого инкерманского камня в византийском стиле, крестообразный в плане с двумя приделами, он воспроизведен на открытках и литографиях XX в. Долгое время не удавалось установить автора проекта и строителя храма. Впервые во время работы с «Таврическими Епархиальными ведомостями» (периодическое издание Таврической епархии), встретилось упоминание об архитекторе Г.П.Долине как строителе храма. Георгий Прокофьевич Долин — архитектор Севастопольского градоначальства, — участвовал в создании генерального плана города в 1910 г. (в соавторстве с А.М.Вейзеном), автор проекта многих зданий в Севастополе. Можно предположить, что Г.Долин был и автором проекта храма св. Николая.

Постройка храма обошлась в 40 тыс. руб. Все это — добровольные пожертвования. Большую сумму — более 5 тыс. руб. — внес купец Михаил Рогожин, прах которого покоится в склепе под полом левой стороны храма. В строительстве храма и большого здания рядом с ним принимали участие монахи монастыря. Камень добывали в инкерманских каменоломнях, находившихся рядом, что значительно удешевило строительство. Настоящая стоимость сооружения, если принять во внимание стоимость материала (камня, леса и др.) — около 150000 рублей. Освящение храма состоялось 5 октября 1905 г. С раннего утра народ со всех сторон потянулся к обители. Ехали на городских катерах, на яликах, подводах, шли пешком, дорога от севастопольской бухты по направлению к монастырю казалась движущейся лентой. Храм освящен преосвященнейшим Алексием, епископом Таврическим, епископом Иннокентием, в службе принимали участие протоиерей М.Марков, ключарь Симферопольского кафедрального собора, игумен Иаков, настоятель Инкерманской обители, протоиерей В.Баженов, настоятель Севастопольского Покровского собора, игумен Сильвестр, настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря, священник Бортовский, епархиальный миссионер, протоиерей В.Знаменский, ректор Таврической духовной семинарии, иеромонах Аркадий, эконом архиерейского дома и др.

В связи со строительством новых храмов, благоустройством обители, увеличением числа монахов Инкерманская киновия стала второклассным общежительным монастырем, настоятель обители игумен Иаков возведен в сан архимандрита.

В новом братском корпусе приготовили обед и чай для гостей монастыря, в числе которых были: главный командир Черноморского флота, Севастопольский градоначальник, строитель храма — архитектор Долин и прибывшая из Симферополя депутация.

Храм св. Николая закрыт в 1926 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.

Трагично сложилась судьба храмов Инкерманского монастыря. Ныне утраченные памятники защитникам Отечества ждут своего восстановления.

ГАВРИШЕВА Е.Н., зав.сектором  
Музея героической обороны и освобождения Севастополя  

 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление
Hosted by uCoz