АртБухта  
 

Севастополь: страницы истории. Ч2.

К 220-летию со дня основания города

2 (13) мая 1783 года в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту вошли 11 кораблей Азовской флотилии, которые составили ядро нового Черноморского флота. Командующий флотом вице-адмирал Ф.А.Клокачев 6 мая докладывал военному министру графу И.Г.Чернышеву: «:во всей Европе нет подобного сей гавани - положением, величиною и глубиною. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте».

Набережная на западном берегу Артиллерийской бухты г.Севастополя названа именем Вице-адмирала Ф.А.Клокачева, 13 мая 2001 года, на ней установлен памятный знак по проекту архитектора А. Л. Шеффера.

8 мая 1783 года Ф.А.Клокачев уехал в Херсон принимать в свое заведование «Черноморскую портовую администрацию», передав командование контр-адмиралу Т.Мекензи.

Флаг-офицером (начальником штаба) был Д.Н.Сенявин, который в своих записках подробно описал обстановку того времени и начало строительства города и порта.

Солдаты и матросы сначала расчистили от леса место под строительство, а потом начали стройку. «Каждый наметил себе место, куда поставить судно на зимовку, там и начал делать пристань и строить баню, как вещь необходимую. Потом начали строить для себя небольшие домики и казармы для людей. Все эти строения делали из плетьев, обмазывали глиной, белили известью, крыли камышом на манер малороссийских хат».

3 (14) июня 1783 года заложили первые 4 каменных здания: «часовня во имя Николая Чудотворца, дом для Т.Мекензи, пристань очень хорошую против дома главного командира, кузницу в адмиралтействе».

Эта дата 3 (14) июня - официальная дата основания города Севастополя.

Для производства работ использовали местный материал. Камень брали в развалинах Херсонеса, глину и песок добывали по балкам и берегам бухты, мелколесье и кустарник шли на изготовление жердей и плетей. Бревна, доски, лес доставляли кроме Крыма из Воронежа, Белоруссии, Польши, стекло, железо, медные вещи привозили из Херсона, Таганрога, уральских заводов.

Мекензи имел склонность к садоводству. Потемкин отвел ему под хутор участок земли в районе Инкермана. В своем имении Мекензи наладил производство кирпича и обжиг извести.

Город быстро рос. От адмиральского дома к пристани и часовне проложили тротуары и вдоль них в 2 ряда посадили фруктовые деревья. Вскоре построили лавки, трактиры, три капитанских дома, несколько складов для судовых материалов и провианта. Строения располагались на западном берегу Южной бухты и на склоне холма, спускающегося к Южной бухте. Здесь стала формироваться первая улица города - Балаклавская дорога (ул.Ленина). Одним из главных объектов нового города должно было стать адмиралтейство. Место для него отвели на западном берегу Южной бухты за пристанью, которая потом стала называться Графской. Выстроили кузницу и начали ремонт кораблей.

2 (13) июля 1783 года Мекензи доносил морскому министру графу И.Г.Чернышеву, что в своем адмиралтействе он ремонтировал корабль «Хотин». Через год уже адмиралтейство уже имело мачтовый сарай, лесной и канатный склады, площадку для ремонта судов.

Многочисленные бухты Ахтиарской гавани не имели еще названий.

Они появились позже и связаны, как правило, с назначением бухт.

Бухта, где ремонтировались суда Одинцова, получила название Килен-бухта; бухта, где складывали порох и снаряды - Артиллерийская; бухта, где позже устроили карантин, названа Карантинной. Напротив Графской пристани на восточном берегу Южной бухты находилась бухта, где самые большие корабли могли подходить вплотную к берегу - она была названа Корабельной.

Русские моряки осваивали Ахтиарскую бухту основательно и надолго. Роль города была определена указом Екатерины II от 10 февраля 1784 года. «Об обустройстве новых укреплений по границам Екатеринославской губернии». Указом предписывалось: «Устроить крепость большую Севастополь, где ныне Ахтиар и где должно быть адмиралтейство, порт и военное поселение». Этим Указом за городом было закреплено имя - Севастополь. Название новой военно-морской крепости изначально предопределяло ее значение для Отечества. В переводе с греческого «Севастополь» означает «величественный, достойный поклонения город». Таким его хотела видеть Россия, таким он станет. В честь основания г.Севастополя была выпущена модель «Польза России».

Указом от 2 февраля 1784 года Крым был переименован древним названием «Таврида», областью Таврической. Первым губернатором Таврической области был Григорий Потемкин, которому был высочайше пожалован титул «Светлейший князь Таврический».

Дальновидным был и последовавший вскоре манифест Императрицы, объявлявший Севастополь открытым для торговли городом.

В Артиллерийской бухте построили пристань, склады и в город устремился поток товаров и строительных материалов. На постоянное жительство в город приехали купцы, ремесленники и разный рабочий люд, который строил свои поселения вокруг Южной бухты.

Севастопольская эскадра также росла и пополнялась новыми кораблями. В сентябре 1784 года в г. Севастополь прибыл линейный 70-пушечный корабль «Слава Екатерины», построенный в Херсоне. А через год пришел построенный там же корабль «Святой Павел», которым командовал капитан 1 ранга Ф.Ф.Ушаков. Стоянку корабля организовывали у безымянного мыса на восточном берегу Южной бухты. Именно с тех пор, мыс стал именоваться Павловским. А всего к этому времени в Ахтиарской бухте находилось уже 5 линейных кораблей, 12 фрегатов, 5 шхун и 4 бота.

В 1785 году утверждены 1-ые штаты Черноморского флота. Этими штатами определено иметь 12 кораблей, 20 фрегатов, 5 ботов или шхун, 8 транспортных судов и 13 вспомогательных судов. Личный состав флота определен в 13500 человек. На содержание флота и адмиралтейств назначено 607.049 руб.20 коп.

Это определяло и темпы развития городов, базового и военного строительства.

В начале 1786 года в городе произошло печальное событие, 10 января умер адмирал Томас Мекензи. Новым командиром эскадры и Севастопольского порта назначен капитан 1 ранга граф Марко Иванович Войнович, с производством в контр-адмиралы. Выходец из знатной фамилии, он в 19 лет добровольно вступил в Российский флот. Сумел отличиться в морских сражениях с турками в 1770-е годы и быстро продвигался по службе.

В 1787 году Войнович получил приказ Г.А.Потемкина составить подробную карту Севастопольской гавани с промером бухт и с указанием «в этой карте отметить построенное и что по плану надлежит построить». Адмирал подробно сообщал Г.А.Потемкину что уже сделано и планы строительства города. Первая каменная постройка - Графская пристань ведет начало от графа М.И. Войновича, имевшего обыкновение садиться в шлюпку у этой пристани.

Весь город состоял из 40-50 жилых строений и многих служебных помещений, сараев, складов и кузниц.

От Графской пристани к церкви св.Николая шла деревянная решетка, отделявшая территорию адмиралтейства от города. На Северной стороне было построено Северное укрепление, а по берегам - 10 батарей, из них две были построены против входа в Севастопольскую бухту и назывались - Константиновская и Александровская. Французский путешественник и ученый Жильбер Ромм в своей книге «Путешествие в Крым в 1786 году» написал о Севастополе: «Это, бесспорно, самый красивый и большой в Европе порт».

Так были основаны и начали расти Черноморский флот и г.Севастополь.

Вид на Севастополь и Адмиралтейскую башню


на начало

И. Спиридонова, заведующая сектором,  
Музея героической обороны и освобождения Севастополя.  


 
на главную   |   улицы,дома,люди - оглавление   |   материалы на др.темы   |   !!counter!!
Hosted by uCoz