информационно-рекламная газета Ваш дом - строительство, ремонт, архитектура, дизайн (Все Что Вам Надо) N1

Образцовый город

архитектура Севастополя

Как только не называли этот стиль! Греческий, ложноклассический: А слабо с первого раза четко произнести слово «классицистический»? Художественный метод, известный под названием «классицизм», и соответствующий ему архитектурный стиль зародились во Франции в эпоху «Короля Солнца» Людовика XIV. В противовес пышному итальянскому барокко («причудливый») классицизм как нельзя лучше соответствовал идее абсолютной монархии. Даже само понятие происходит от латинского «classicus» - «образец». Архитекторы эпохи классицизма обратились к античному наследию. Четкость и геометричность форм, сдержанный декор, логичная планировка. И, наконец, античный ордер - порядок расположения частей строения. «Лицом» здания, его главной приметой, делаются колонны, пропорции и капители которых соответствуют ордеру — дорическому, ионическому, коринфскому: Каждая деталь соотнесена с высокими образцами античности.

В русской архитектуре классический стиль достигает своего расцвета в конце XVIII - I пол. XIX века. Возникло даже понятие - «русский провинциальный классицизм». Вот когда все было расписано и предписано, утверждено «высочайшим указом»! Проведите маленький эксперимент. Посчитайте, сколько окон приходится на один этаж по фасаду вашего дома. 2? 4? 56? Неправильный у вас дом! Согласно канонам классицизма количество окон по фасаду должно быть нечетным. По этой примете даже узнают дома, построенные до 1857 года.

дом Волохова

«Правильных» домов в Севастополе сохранилось не так уж много. Один из них находится на углу ул. Суворова и Павличенко. Это «дом Волохова», последняя квартира В.А.Корнилова. Здесь же обитали его адъютанты и флаг-офицеры. Тогда это был самый большой дом в этой части города: двухэтажный, с широкой лестницей, ведущей с улицы на второй этаж. Лестница открывается массивным портиком на столбах (аттический ордер), над окнами второго этажа - маленькие карнизы-сандрики. Вот, собственно, и все украшения.

Дом инженера Савина

А «дом Савина» построенный около 1848 года, обзавелся украшениями совсем иного рода, но вполне соответствующими героическому духу античности. Тогдашний хозяин дома, инженер-полковник Савин, велел сохранить пушечные ядра, застрявшие в стенах во время осады. Они и сделали этот особняк на нынешней ул. Шербака, прямо за Центральным рынком, одной из достопримечательностей Севастополя.

Петропавловский собор

Прекрасным примером подражания античным образцам является Петропавловский собор на Центральном холме. Это не копия древнего храма, а самостоятельное архитектурное произведение, возведенное по канонам античности. При строительстве христианских церквей античные формы применялись крайне редко, и Петропавловский собор - единственный в Крыму памятник такого рода. Собор был построен в 1844 году по лично одобренному М.П.Лазаревым проекту молодого офицера морской строительной части инженер-поручика В.А.Рулева. Рулев впоследствии стал академиком архитектуры, а собор и поныне украшает своей гордой дорической колоннадой исторический центр Севастополя. Колонны покрыты вертикальными бороздками-каннелюрами и кажутся от этого гораздо выше своей семиметровой высоты. Треугольные фронтоны прежде были увенчаны крестами, но к началу XXI века от них остались лишь основания. Еще раньше, сразу после I Обороны, в эпоху массированного разграбления Севастополя войсками союзной коалиции, исчезли статуи апостолов Петра и Павла, украшавшие парадный вход. Эти мраморные изваяния в человеческий рост были сделаны в Италии по рисункам самого Торвальдсена. Какой английский парк или французский особняк украшают они теперь?..

Графская пристань

Еще один замечательный образец классической архитектуры - наш главный парадный причал, Графская пристань. На лестницу, четырьмя пологими маршами спускающуюся к морю, мы выходим через пропилеи - парадный вход. Его образуют два квадратных павильона без окон, соединенные двумя рядами дорических колонн. М.П.Лазареву пришлось долго «сражаться» с императором Николаем I за эти колонны. Государь утвердил проект инженер-полковника Джона Уптона, но «за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе». Деньги из казны были выделены только тогда, когда командир Черноморского флота и портов доложил в Санкт-Петербург об извозчике, ухитрившемся однажды ночью съехать с площади в воду: А уж как Михаил Петрович объяснил необходимость украсить пристань мраморными статуями - неизвестно. Однако греческие боги по прежнему красуются в нишах - экседрах (по крайней мере, двое из четверых), а мраморные львы разлеглись у подножия лестницы. Заказ России выполнил в Карраре скульптор Фердинандо Пелличио.

Графская пристань стала визитной карточкой Севастополя. Лаконичный и благородный классический стиль идеально соответствовал облику города-героя, города-крепости. Обратились к элементам этого стиля и архитектуры, восстанавливавшие Севастополь в 50-ые годы XX века.

Н. СЕМЕНОВА.


на главную | на первую стр.номера

Hosted by uCoz