информационно-рекламная газета Ваш дом - строительство, ремонт, архитектура, дизайн (Все Что Вам Надо) N1

Модерн - значит "современный"

10 июля католическая церковь начала процесс канонизации архитектора Антонио Гауди, одного из основоположников стиля «модерн».

Стиль этот в разных странах называли по-разному. Австрийское его название переводится как «раскол», а немецкое - как «молодой стиль» («Jugendstil»), французы называли его с размахом - «новым искусством» («Art Nouveau»), а русские называли просто «новым стилем» или, на английский манер, «модерном». Это было искусство, свободное от подражания прошлому, восставшее против канонов, стремившееся к обновлению зодчества и при этом вобравшее в себя всё лучшее, что было создано или ещё только создавалось в архитектуре и строительстве.

Стилистическое направление в архитектуре 1890-1900-ых гг. было связано с использованием новых технически-конструктивных средств и свободной планировки для создания - рождения?- зданий-образов, зданий-портретов, каждое из которых, как человеческая личность, обладало своей собственной яркой индивидуальностью, как особнячок-«лира» в Симферополе. Все элементы этих строений подчинялись единому орнаментальному ритму и тому образно-символическому замыслу, который лелеял в своём сознании архитектор.

Лира

Есть предположение, что к созданию проекта этого здания приложил руку Николай Петрович Краснов, известный крымский архитектор, академик архитектуры. Будучи поклонником итальянского Ренессанса, Краснов, тем не менее, отдал дань и модерну. Архитектор активно использовал новейшие технологии. Построенный им всего за 17 месяцев знаменитый Большой Белый Ливадийский дворец стоит на железобетонных сваях, на которые были уложены железобетонная подушка и непосредственно фундамент. После окончания строительства стены из белого инкерманского камня были флюатированы. Специальный химический состав, кеслерский флюат, предохраняет поверхность камня от выветривания и загрязнения.

Бывший доходный дом в Севастополе, на ул. Ленина, 46. Словно грозная цитадель неведомой крепости, возвышается он над окрестными особнячками - своими современниками и теми, что были построены гораздо позже. Это образное решение было продиктовано архитектору самим расположением дома - на крутом склоне Центрального холма, над подпорной стенкой (чем не крепостная стена?). А на фасаде здания - завершающий штрих! - стилизованный рыцарский щит, увенчанный шлемом.

домРихтера

В 1912 году по проекту архитектора В.А.Субботина и архитектора-художника С.П.Бурга в Севастополе был возведён т.н. «дом Рихтера» (ул. Суворова,). Это здание стало одной из достопримечательностей города. Дом словно вырастает из крутого склона Центрального холма, неоштукатуренная поверхность стены делает здание подобием грозной скалы. Двухуровневый двор дома, галереи на уровне второго этажа по боковому и заднему фасадам усиливают сходство со скалой, уступами поднимающейся к небу. А в декоре переднего фасада, оштукатуренного и по-немецки чинного, символически зашифрована вся человеческая жизнь. Слева, над окнами второго этажа маскарон - пышущее здоровьем юношеское лицо, справа - изрезанное морщинами старческое. Барельеф над парадным входом изображает пухленьких амуров с роскошной гирляндой из плодов земных: винограда, груш, яблок. А выше, в картуше, стилизованный герб. Изображённые на нём возвышенности трактуются в геральдике как «могилы» или даже как Голгофа: Подобного рода символический декор - целая каменная повесть на фасаде! - широко применялся и в Западной, и в Восточной Европе в Средневековье.

Главпочтамт

Замечательный образчик «модерна» - здание главпочтамта на Большой Морской. Закруглённая кровля мансарды на крыше повторяется несколькими этажами ниже - в оригинально закруглённой перемычке над парадным входом. Присмотритесь: дверь главпочтамта - точь-в-точь почтовая карета, готовая немедленно отправиться в путь. А над этой дверью - четыре окошка, разительно напоминающие пушечные порты старинного парусника. Сходство с кораблём дополняет и балкон-фонарь в правом углу здания, соединяющий второй и третий этажи и увенчанный небольшой башенкой. Он похож на бушприт, а поддерживающие его консоли в виде оскалившихся львов выглядят как настоящие носовые украшения. Кажется, всё здание почты вот-вот тронется с места.

Чертами «модерна» было отмечено большинство зданий, построенных в Севастополе на рубеже XIX - XX вв. К сожалению, лишь немногие из них дожили до наших дней. Дворик за магазином «Источник» замыкают три двухэтажных домика, два из которых построены в стиле «модерн». Особенно хорош тот, что был восстановлен в 1949 году, но ещё не испытал на себе «прелестей» современной реконструкции и сохранил в целости лепнину и оконные проёмы. На лестничную клетку в этом доме выходит большое, причудливой формы окно: квадрат «перетекает» в круг.

Это одна из особенностей «модерна». Господство его было кратким, но именно в эпоху «модерна» архитекторам удалось невозможное: примирить прямую и кривую линии, геометрическую правильность человеческих построек и нерегулярность природных форм. Линия в эпоху «модерна» - это росчерк пера: текучая, пластичная графическая линия, обрисовывающая контуры зданий, орнаменты балконных решёток и необыкновенные оконные переплёты, причудливые криволинейные фронтоны. Небрежный и уверенный рисунок мастера:

Синтез искусств - ещё одна неотъемлемая черта «модерна». Витражи и лепнина, многоцветные изразцовые и мозаичные панно, декоративные решётки, разнообразные способы обработки камня - и всё это в едином ансамбле.

«Модерн», стиль, который каждое здание наделяет столь яркой индивидуальностью, что его уже невозможно воспринимать иначе, чем живое существо, обладающее собственным характером и собственной, неповторимой судьбой.

Н.Семенова

на главную | на первую стр.номера

Hosted by uCoz